Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

Храм Живоначальной Троицы села Верх-Ануйское Быстроистокского района

Храм Живоначальной Троицы села Верх-Ануйское Быстроистокского района
Великая миссия

20 мая 2020 года состоялась поездка Преосвященнейшего Серафима, епископа Бийского и Белокурихинского, в село Верх-Ануйское Быстроистокского района. Правящий архиерей посетил это старинное село по приглашению настоятеля и прихожан строящегося здесь Троицкого храма.

Дорогого гостя сельчане встретили в известном на всю округу краеведческом музее Верх-Ануйской школы, расположенном в самом центре села в бывшем торговом доме купцов Андреевых. После теплых взаимных приветствий и знакомства, епископа Серафима ожидала интересная и содержательная экскурсия, в ходе которой руководитель музея Надежда Борисовна Салмина со знанием дела рассказала об истории образования родного села и жизни местного прихода, насчитывающей уже более двух с половиной веков…
Возникновение Верх-Ануйского неразрывно связано с появлением к 1764 году в предгорьях Алтая Колывано-Кузнецкой оборонительной линии, которая пролегла на 750 километров от форпоста Шульбинского до города Кузнецка и состояла из 9 крепостей и 53 редутов. После резкого обострения обстановки на границе с 1764 по 1771 г. на Алтае возвели новую линию укреплений, получившую название Бийской казачьей линии.
Расположенная между крепостью Ануйской и станицей Антоньевской, деревня Верх-Ануйская не стала военизированным населенным пунктом в отличие от близлежащих форпостов или редутов. По заверениям работников музея, летом 1766 года по приказу Императрицы Екатерины II здесь появились новоселы ‒ отставные солдаты Второго Тобольского батальона, которым была поставлена задача обеспечения линейного казачества провиантом и фуражом. Вновь образованное поселение управлялось Бийской военной комендатурой, и его жители были вынуждены следовать привычному для них строгому военному распорядку. Даже дома ставились здесь в соответствии с утвержденным планом ровными рядами. После обустройства государственным крестьянам выдавали «на развод» картофель, семена зерновых для сева, обязывая сдавать выращенный урожай в казачьи поселения по «твердым ценам».
В 1808 г. казачьи поселения на Алтае вошли в состав Сибирского линейного казачьего войска. В 1848 г. участок линии Кузнецк ‒ Бийск был упразднен, часть казаков была переведена в Семиреченское казачье войско, другая часть, в количестве 3030 душ мужского пола, обращена в государственных крестьян. В начале XX в. Бийская казачья линия еще существовала: в 19 станицах и поселках проживало свыше 12 тысяч казачьего населения, которое помимо основного рода деятельности ‒ военной службы, активно занималось скотоводством, коневодством, земледелием и пчеловодством.
К рубежу XIX и XX веков Верх-Ануйское стало крупным селом, в котором проживали около 5000 человек, а спустя десятилетие ‒ еще на тысячу больше. В самом начале XX века оно было выделено из Смоленской волости, и в 1904 году уже значилось волостным.
Когда деревня становится селом? Тогда, когда в ней появляется церковь. Первый храм в Верх-Ануйском был построен к середине XIX века. До этого времени верх-ануйцы были прихожанами Одигитриевской церкви Смоленского редута, находящегося в 35 верстах. 23 августа 1841 года Барнаульским Духовным Правлением был выпущен Указ за № 177 «О построении вновь церкви в селении Верх-Ануйском», из которого следовало, что жители деревни Верх-Ануйской Смоленского прихода, просившие построить деревянную церковь, обязались построить ее на собственные пожертвования в 1800 рублей. Несколькими месяцами позднее, в январе 1842 года, благочинный Александр Тюшев отослал в Барнаульское Духовное Правление рапорт с приложением 10 листов с подворными подписями жителей (от 15 лет до «престарелых мужского пола») всех редутов и деревень, которые должны были войти в состав нового прихода.
Строительство церкви началось в 1844 году. Ее поставили в центре села рядом с красивой березовой рощей, обнесли высокой железной оградой, и 24 июня 1847 года последовал Указ Томской Духовной Консистории в Барнаульское Духовное Правление: «Слушали рапорт Благочинного Александра Тюшева, коий от 14 минувшего марта доносит, что при вновь выстроенной в селе Верх-Ануйском церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая все построенное готово и устроено, и к освящению оной церкви готово».
Эта церковь действовала в Верх-Ануйском более 60 лет, вплоть до 1908 года. Известны имена ее первых священно- и церковнослужителей: священник Глеб Георгиевский, псаломщик Семен Веселовский, диакон Афанасий Миртов и пономарь Андрей Парвицкий. История жизни первого пономаря Верх-Ануйской Никольской церкви заслуживает особого внимания.
Андрей Иванович Парвицкий до своего переселения в Томскую губернию служил пономарем на приходе в селе Шапкино Владимирской губернии. Это в его семье в ночь на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1835 года родился сын, которого окрестили именем Михаил, ‒ будущий святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, названный современниками Апостолом Алтая.
«В 1843 г. нужда заставила Парвицких перебраться в Тобольскую губернию. Затем семья переехала в Томскую губернию, в страшную для русского человека Сибирь. Знакомые и родня провожали Парвицких зимой с великим плачем, как по покойникам. А Миша остался один в Тобольской семинарии…» ‒ писал о переезде Парвицких в суровую сибирскую губернию бийский писатель-краевед Виктор Шипилов.
Так алтайское село Верх-Ануйское, удаленное на тысячи верст от малой родины святителя Макария Алтайского, стало для него по-настоящему близким и родным…
Бурное развитие села и рост численности его населения во второй половине XIX века  вызвали насущную необходимость строительства еще одной церкви, и в 1885 году в Верх-Ануйском была возведена Свято-Троицкая церковь. Вот строки из ее «Клировой ведомости»:
«Церковь построена в 1885 году тщанием крестьян села Верх-Ануйского Григория, Дмитрия и Семена Корольковых, Конона Баркалова, Стефана, Дмитрия Андреевых и мещанина Петра Михайлова Захарова. Зданием деревянная на каменном фундаменте, крепка, одноэтажная. Утварью достаточна. Земли нет. Имеет деревянный дом, в котором помещается мужская и женская церковно-приходская школа. Перестроена в 1907 году. Церковный староста с 1906 года ‒ крестьянин Коробов Иван Фёдорович».
В справочной книге «Состав священно-церковнослужителей Томской епархии», изданной в октябре 1886 года, о приходе села Верх-Ануйского, благочиния № 25, содержатся следующие сведения:
«Николаевской церкви священник Стефан Ксенофонтович Хмылёв. Имеет набедренник. Окончил курс семинарии, рукоположен во священника в 1874 г.
Священник Петр Фёдорович Покровский. Не окончил курса духовного училища, определен причетником в 1865 г., рукоположен во священника в 1871 г.
Псаломщик Михаил Егоров Павский. Не окончил курса в семинарии, определен псаломщиком в 1883 г.
Псаломщик Василий Ильин Фелидов. Не окончил курса духовного училища, определен причетником в 1854 г.
Приписная того же села ‒ Троицкая церковь».
Согласно этому справочному изданию с 1885 года верх-ануйскому приходу для служения в Никольской церкви и приписной к ней Троицкой по штату полагались два священника и два псаломщика.
Активное участие в возведении нового храма приняли местные купцы Андреевы: Михаил Степанович, его жена Агриппина и Фёдор Степанович с супругой Еленой Яковлевной. Весомый вклад в строительство и последующее содержание Свято-Троицкой церкви внесли крестьяне села Верх-Ануйского Корольковы: глава семьи Григорий Григорьевич Корольков и его сыновья Семён, Фёдор и Иван. Фёдор Григорьевич был церковным старостой и уважаемым на селе человеком. Фёдора Королькова, как и его ближайших родственников, отличала особая доброта и стремление помочь каждому нуждающемуся односельчанину. Вдовы и погорельцы Верх-Ануйского не раз испытывали на себе заботу этого человека, исполненного настоящей христианской любви.
«Справочная книга по Томской епархии за 1898‒99 гг.» сообщает о том, что к Свято-Никольскому приходу села Верх-Ануйского относились: молитвенный дом во имя святого Архистратига Божия Михаила, построенный в 1882 году в деревне Ново-Смоленской, и приписная Свято-Троицкая церковь села Верх-Ануйского. Расширился и состав священно-церковнослужителей. Причта по штату теперь было положено два священника, диакон и два псаломщика:
«Старший священник Павел Иванович Кобылецкий, 26 лет, окончил курс в Томской духовной семинарии, рукоположен во священника 15 октября 1895 года…
Младший священник Иоанн Лаврентьевич Невский, 40 лет, окончил курс в учительской семинарии, с 1877 до 1892 года состоял учителем; в сем году рукоположен во священника, с 1893 по 1896 год был наблюдателем церковно-приходских школ своего благочиния, с 19 ноября 1897 года состоит заведующим второклассной церковной школой и законоучителем; 2 декабря награжден набедренником».
Кроме священников справочная книга сообщает сведения о диаконе Владимире Никаноровиче Владимирове, диаконе на должности псаломщика Василии Ильиче Фелидове и исправляющем должность псаломщика мещанине Варлааме Яковлевиче Широкове.
Следует пояснить, что вторым священником на верх-ануйском приходе служил сын родного старшего брата святителя Макария (Невского), Лаврентия, ‒ Иоанн Лаврентьевич Невский, ставший впоследствии известным и уважаемым священником Томской епархии.
В конце XIX века в связи со значительным потоком переселенцев из европейской части Российской Империи село Верх-Ануйское бурно развивалось и превратилось в одно из самых крупных сел Смоленской волости, а в начале XX века стало волостным. В состав Верх-Ануйской волости вошли: само Верх-Ануйское, Быстрый Исток, Ново-Покровка и Ново-Смоленка.
Согласно «Справочной книге по Томской епархии за 1902‒03 гг.» в селе Верх-Ануйском «строится каменная церковь, во имя Святителя и Чудотворца Николая», к приходу по-прежнему относятся: с 1885 г. местная приписная церковь во имя Святой Троицы и построенный тремя годами ранее Михаило-Архангельский молитвенный дом в деревне Ново-Смоленской. В селе действуют второклассная церковно-приходская школа, открытая в 1897 г., одноклассные мужская (с 1885 г.) и женская (с 1894 г.) церковно-приходские школы. Из сведений о священно-церковнослужителях, изложенных в этом справочнике, известно, что старшим священником Верх-Ануйского прихода в этот период был племянник святителя Макария Алтайского ‒ Иоанн Лаврентьевич Невский, 43 лет. На приходе под его началом служили: младший священник Александр Васильевич Воробьев , 42 лет, диакон Владимир Никанорович Прибытков, 49 лет, диакон на должности псаломщика Василий Ильич Фелидов, 63 лет, и исправляющий должность псаломщика Михаил Россов.
Священник Иоанн Невский служил в Верх-Ануйском до 30 сентября 1910 года, когда он был перемещен на должность эконома Томского архиерейского дома. В 1913 году Иоанн Лаврентьевич был назначен настоятелем градо-Бийской церкви во имя Успения Божией Матери.
Именно при этом священнике в 1908 году в Верх-Ануйском было возведено новое каменное здание Николаевской церкви, строительство которого началось в начале века вместо старого обветшавшего деревянного строения. Новая Свято-Никольская церковь была воздвигнута по проекту Томского архитектора Фортуната Фердинандовича Гута артелью известного в Томской епархии подрядчика и владельца иконостасно-иконописной мастерской бийского мещанина Архипа Александровича Борзенкова.
Из Клировой ведомости о Николаевской церкви:
«1. Церковь построена в 1908 году, тщанием прихожан с помощью доброхотных дателей по благословению Преосвященнейшего Макария от 25 ноября 1893 года.
2. Зданием крепка, каменная, одноэтажная.
3. Престолов в ней один ‒ во имя Святителя и Чудотворца Николая.
4. Утварью достаточна.
5. По штату в ней положено: два священника, диакон и два псаломщика.
6. Жалования причту ниоткуда не полагается, пользуется доброхотными приношениями.
7. Земли при церкви состоит всего 99 десятин.
8. Приписные к ней церкви: церковь в с. Верх-Ануйском ‒ Свято-Троицкая и в деревне Ново-Смоленской ‒ Михаило-Архангельская. Молитвенных домов нет.
9. В церковной библиотеке находится 214 книг».
Здание Николаевской церкви поражало своей красотой и величием. Сохранились воспоминания о ней жительницы станицы Терской (ныне ‒ села Новопокровка. ‒ ред.) Феодосии Михайловны Суторминой, 1915 года рождения:
«В церкви всё было голубое, как небо. Мать Божия ‒ икона огромная была… Лавок внутри никаких не было. Все молились стоя: и стар, и млад. Одним из больших праздников было Крещение. Сельчане выходили к церкви, встречали священников с иконами и шли на реку Ануй, затем там долго пели молитвы. Батюшка освящал воду ‒ заранее делали прорубь в виде креста, метра два на два ‒ и шли провожать иконы в церковь, а затем ‒ набирать “молчаливую” воду с реки… Мы, терские, ходили в главную церковь, а в деревянную не принято было ходить…»
А вот строки из воспоминаний уроженки Верх-Ануйского Валентины Ивановны Андреевой (Елфимовой), 1919 года рождения, хранящихся в краеведческом музее села:
«Мы жили в большом доме недалеко от Троицкой церкви. Она была деревянная, хорошая. Я очень любила ходить в церковь вместе с отцом и дедом, особенно по родительским субботам. Людей в церковь ходило много. Внутри было очень красиво. Висели люстры, горели свечи. При церкви регенты были, скрипки были. Я очень хотела петь в хоре, и отец меня туда записал. При Троицкой церкви работала школа. Она размещалась рядом с церковью в длинном деревянном доме. В школе учились четыре года. Учительницей была Евдокия Кондратьевна; она жила при школе…»
«Справочная книга по Томской епархии за 1914 год» сообщает следующие сведения причте Верх-Ануйского прихода:
«Священник Иоанн Алексеевич Миловидов, 48 лет, окончил курс Владимирской духовной семинарии, на службе с 1889 года, рукоположен во священника в 1889 году, на настоящем месте с 1910 года.
Священник Михаил Адрианович Федотовский, 38 лет, окончил курс в Бийском катехизаторском училище, на службе с 1897 года, рукоположен во священника в 1908 году, на настоящем месте с 1913 года.
Диакон на должности псаломщика, Василий Ильич Фелидов, 74 лет…
Псаломщик Александр Александрович Стабников, 55 лет, из Барнаульского духовного училища, на службе с 1880 года, на сем месте с 1914 года».
Из воспоминаний жительницы села Верх-Ануйского Марии Николаевны Шуховцовой, 1920 года рождения:
«Село наше, как рассказывали мои родители, и как помню я сама, было большим и богатым. Его жители были людьми глубоко верующими. Они посещали две церкви. Я была еще маленькой, но помню, что одна церковь, деревянная, находилась в восточной части села. Он была небольшая, но красивая. При ней находилась церковно-приходская школа. Я тоже училась в этой школе, закончила два класса. Вместе с тетей Матрёной ходила в эту церковь, которая находилась недалеко от нашего дома, причащаться во время Поста и на Троицу. Вторая церковь ‒ Николаевская ‒ была каменной. Располагалась она в центре села, рядом с кладбищем…»
К сожалению, воспоминания Марии Николаевны, вынесенные из ее детских лет, не остались только безмятежными и радостными. Память представителей этого поколения сохранила и другие ‒ скорбные и трагические события отечественной истории, о которых она высказалась кратко и очень ёмко:
«Незадолго до войны церковь начали рушить. В годы войны люди молились на развалинах церкви об ушедших на фронт родных…»
«Ее начали курочить и ломать в 1939 году. Сразу всё не сломали. В войну бросили, а после стали строить печи на маслосырзаводе и с этой целью рубили крепкий церковный кирпич. Его было много. Кирпич рубили и вывозили в г. Бийск. Жители села, кто сумел, тоже себе на печи нарубили. Много кирпича вывезли за село и сбросили в близлежащие озера, в частности, в озеро Старицу…», ‒ вспоминал разрушение местной Николаевской церкви коренной житель села Верх-Ануйского Николай Егорович Акимов.
Верх-Ануйский старожил, 1924 года рождения, сожалел: «Церковь наша была красивой, ее колокольный звон слышался во многих соседних селах. К нам ездили молиться люди из окрестных сел: Сычевки, Солоновки и других. И что ее было ломать?!»
Уроженец села Александр Котов вспоминает о том, как об этих трагических событиях в жизни верх-ануйцев рассказывал Николай Егорович: «Будучи комсомольцем, я был послан вместе со старым коммунистом Яковом Андреевым сбрасывать колокол с колокольни. Колокол упал, вонзился на полметра в землю и издал протяжный стон. Потом пытались разобрать церковь по кирпичику, да не тут-то было. Видимо при кладке применяли особый раствор, и стены пришлось рушить на фрагменты. Эти кирпичные глыбы свозили на подводах на отшиб села и топили в озерах, чтобы размочить кладку. По окончании войны попытались те «церковные» кирпичи из воды доставать, но кладка не размокла, только илом позатянуло всё… К началу восьмидесятых и вовсе те озера пересохли».
Свято-Троицкая церковь в селе Верх-Ануйском была разрушена еще раньше. По воспоминаниям Аксиньи Семёновны Зубаревой, дочери Семёна Емельяновича Негирева, который был старостой в этой церкви с 1914 по 1917 год, «Троицкую церковь закрыли после революции, в 1919 году; сначала ее превратили в зернохранилище, а потом разрушили…»
«Когда церковь закрыли и сняли купола, то сделали плоскую крышу, мы по ней голубей гоняли. Церковь превратили в зернохранилище, куда на конях возили зерно. Церковь, превращенную в склад, в народе называли «Голубинка»… После в нее загоняли овец. Какое-то время в здании был клуб (в нем в то время работали Иван Сергеевич Вдовенко и молдаванин Дзюба), потом здание стали разбирать по бревнышкам. Из этих бревен построили два дома: в одном жил Бессонов Василий, в другом ‒ семья Скопинцевых», ‒ вспоминал о тех непростых временах Иван Иванович Кривобоков.
Так в Верх-Ануйском началась новая жизнь. Без двух церквей-красавиц, с оставшимися от священников надгробными плитами, с иконами, распятиями и богослужебными книгами, попрятанными до поры верующими жителями села…
Три четверти века верх-ануйцам пришлось жить без храма и священников, без богослужений и церковных праздников, пока несколько лет назад не было принято решение о строительстве нового Свято-Троицкого храма. Началу работ по его возведению предшествовало необычное событие ‒ в конце мая 2016 года в Верх-Ануйское из Молдавии приехала делегация родственников предпринимателя Савелия Руссу. Кроме родных Савелия Кирилловича в поездку по Сибири был приглашен исследователь темы репрессий среди гагаузов  Константин Иванович Курдогло. В дальний путь, на Алтай, эти люди отправились с благородной целью ‒ разыскать следы своих репрессированных родственников и земляков, поклониться могилам родных, побывать на земле, ставшей пристанищем для страдальцев, высланных сюда с юга Молдавии в далеком 1949 году.
«Изучая тему репрессий и депортаций народов СССР, я пришел к мысли о том, что эта коварная и жестокая по замыслу затея ‒ высылка кулаков и граждан, неугодных советской власти, в северные регионы страны ‒ не достигла желаемой цели. По всей вероятности, Сталин и его окружение были уверены, что с помощью высылок будут освоены малонаселенные территории Сибири, Казахстана и Дальнего Востока. Надеялись, что спецпереселенцы останутся в этих краях на постоянное жительство и своим, почти бесплатным трудом, будут способствовать экономическому подъему этих отдаленных территорий. Нравственная сторона вопроса правителей не интересовала. Они коверкали судьбы миллионов людей, уничтожали граждан своей страны. После смерти «отца народов» в СССР началась реабилитация репрессированных граждан, и они в большинстве своем тут же ринулись в родные края, где, к сожалению, им пришлось пройти новые круги ада…», ‒ поделился размышлениями после поездки по Сибири  Константин Курдогло.
Идея побывать на Алтае вместе со своими близкими вынашивалась Савелием Руссу несколько лет. Незадолго до поездки он делился своими планами с Константином Ивановичем: «Настало время собирать камни памяти и поехать поклониться могиле деда Саввы, взять немного земли, как полагается у нас, христиан, и привезти на родину с тем, чтобы положить ее частицу на могилу бабушки Марии. Возложить цветы на могилу деда, вспомнить о нем, задуматься о смысле жизни. Это мой долг по отношению к памяти о моих родных. Думаю, с Божией помощью, всё у нас получится…»
Когда в 1949 году высылали в Сибирь семью его деда, Саввы Степановича Руссу, самого главы семейства не было дома, и депортированы были жена Мария и двое маленьких детей. Преодолев около шести тысяч километров, через год Савва Руссу нашел их в Верх-Ануйском. Невозможно представить, что пришлось пережить семье в разлуке, какие трудности довелось перенести Савве в поисках жены и детей. Последующие годы стали для него временем упорного труда, благодаря которому волевой работящий гагауз вскоре стал бригадиром местной свиноводческой фермы.
11 июня 1954 года по селу разнеслось страшное известие ‒ Савва Степанович погиб. Об этой трагедии вспоминает уроженка Верх-Ануйского Нина Петровна Ишкова, 1945 года рождения:
«Я хорошо помню гибель бригадира Саввы Руссу. Огромная глыба (Руссу был крупного телосложения) лежала в воде... Он ничего не смог сделать, видимо, запутавшись в поводьях. Это была большая беда для всех, особенно для его семьи. Ведь его уважали и ценили. Какая-то худенькая женщина всё кричала: “Савва Руссу потоп! Савва потоп!” Мы все побежали к реке…
Всё село восприняло эту боль как свою. Мы хорошо помним их всех. Жаль эту женщину, жаль ее мужа, так рано и так трагически ушедшего из жизни…»
«Судьба Руссу Саввы, погибшего в 1954 году в реке Ануй, символична в том плане, что является одной из многих сломанных тоталитарной системой судеб советских крестьян. Так же, как и судьба его жены, оставшейся без мужа в чужом краю, с четырьмя детьми на руках… В память о своем деде и отце сын Степан и дочь Анна Саввы Руссу, внуки Савва, Иван, Михаил и правнук Дмитрий посетили место гибели и захоронения своего родителя», ‒ написал побывавший вместе с ними на Алтае Константин Курдогло.
Шесть тысяч километров разделяют Гагаузию и Быстроистокский район Алтайского края, но это огромное расстояние не стало преградой в стремлении дружной делегации отдать дань памяти и уважения Савве Степановичу Руссу, образ которого для потомков стал примером ежедневного изнурительного труда и бескорыстной жертвенности ради любви, семьи и лучшей жизни.
Вот как описывает автор книги «Репрессии и депортации гагаузов» пребывание делегации своих земляков на Алтае:
«Расспросив старожилов близлежащих сёл, мы установили место захоронения Саввы Руссу. Много воды утекло с тех пор, как молодой, красивый, полный жизненных сил гагауз нашел свое последнее пристанище в алтайской земле. За шесть десятилетий кладбище заросло кустарником, молодыми березами и кленами. Пришлось и нам потрудиться на земле, которая когда-то была щедро полита потом высланных сюда гагаузов. Как и было решено заранее, на могиле были установлены крест и памятник, к которому внуки прикрепили  привезенную из Кишинёва готовую мемориальную доску с фотографией и надписью. Родные Саввы Руссу организовали поминальный обед, а священники Алексий Штык и Евгений Винарчук отслужили панихиду по трагически погибшему в 1954 году ссыльному гагаузу. На поминки были приглашены более пятидесяти жителей окрестных сёл, знавших Савву Руссу и помогавших в поисках его могилы, а также уважаемые жители Верх-Ануйского, Быстрого Истока и Новопокровки…
Такие знаменательные события происходят довольно редко. В своем слове по окончании панихиды священники отметили, что впервые становятся очевидцами события, достойного подражания не только потомками гагаузов, но и всеми местными жителями».
До отъезда на родину Савелий Руссу высказал сельчанам мысль о необходимости возрождения в Верх-Ануйском приходской жизни и предложил свою помощь в благом деле возведения здесь нового храма. С этой удивительной инициативы, прозвучавшей от Савелия Кирилловича, открылась новая страница православной истории старинного алтайского села.
31 июля 2016 года Преосвященным Серапионом, епископом Бийским и Белокурихинским, был подписан указ о назначении благочинного Петропавловского района иерея Георгия Степанищева на должность настоятеля прихода храма Живоначальной Троицы села Верх-Ануйского. Началось активное возобновление приходской жизни. Событием, вызвавшим неподдельную радость и сельчан, и гагаузов, участников летней поездки на Алтай, стало освящение 8 сентября 2016 года Правящим Архиереем Бийской епархии закладного камня в основание нового Верх-Ануйского храма. Начало большого дела было положено без промедления, и у православных жителей села появилась уверенность в том, что на их малой родине вновь засияют купола Троицкой церкви, что в скором времени боголюбивых сельчан, как их предков встарь, призовет на Божественную литургию колокольный звон…
С помощью Божией, усилиями Савелия Руссу, других благотворителей и прихожан храм поднялся, и через два года, 20 октября 2018 года, был увенчан освященными куполами и крестами, с этого дня заигравшими золотом в самом центре села, близ места, где когда-то возвышалась Никольская церковь.
О сегодняшних днях Верх-Ануйского прихода рассказывает настоятель строящегося храма Живоначальной Троицы иерей Георгий Степанищев:
‒ Строительство храма находится в завершающей стадии. Читателям журнала известно, что 20 мая нынешнего года Верх-Ануйское посетил наш Правящий Архиерей, епископ Серафим. После того, как в местном краеведческом музее его познакомили с историей приходской жизни, Преосвященный Серафим осмотрел и строящийся храм. Ходом строительства и качеством выполненных работ он остался доволен. У Владыки богатый опыт возведения и восстановления храмов, оттого его оценка и советы были особенно важны. Епископ Серафим благословил меня на завершение наружной и внутренней отделки и подготовку Троицкого храма к освящению. Впереди электромонтажные работы, установка системы отопления, после которых можно будет стелить чистовой пол. Немало предстоит сделать и снаружи: проконопатить стены, отшлифовать бревна, пропитать их антисептиком, покрасить. Необходимо утеплить фундамент и залить отмостку, привести в порядок прилегающую территорию. Работы, требующей значительных финансовых и трудовых затрат, еще очень много. Лето завершается, и, значит, до холодов нужно успеть запустить отопление, чтобы не потерять долгие зимние месяцы для внутренних работ.
Нынешний год оказался нелегким. В связи с событиями, связанными с пандемией, вызванной новым коронавирусом, финансирование строительства оказалось крайне затруднено, поэтому большую часть работ приходится выполнять самому, благо, необходимый опыт имеется. Как настоятель, не могу не отметить постоянных, неослабевающих усилий приходской общины. Мы собираемся вместе каждый месяц, подводим итоги, планируем предстоящие дела. Даже сложные нынешние обстоятельства не стали помехой в строительстве храма, в формировании и укреплении прихода, который становится еще более сплоченным и зрелым. Среди наиболее активных прихожан хочется выделить старосту ‒ Владимира Васильевича Малютина, его супругу, Надежду Михайловну, Веру Семёновну Ишкову, Ольгу Анатольевну Моор, Татьяну Васильевну Патутину, Анну Викторовну Маслову. Эти жители Верх-Ануйского составляют настоящий костяк прихода. Но есть, безусловно, еще множество людей, которые вместе с ними принимают самое активное участие в деле строительства храма.
Особого упоминания заслуживают генеральный директор молдавской компании «Русагро-Прим» Савелий Кириллович Руссу и генеральный директор санатория «Россия» города Белокуриха Фёдор Егорович Елфимов. Вклад этих людей в общее дело возведения Троицкого храма в Верх-Ануйском трудно переоценить. Низкий поклон всем благотворителям от жителей села!..
Строятся храмы в Бийской епархии. Идет к завершению и строительство храма Живоначальной Троицы в селе Верх-Ануйском. Но всё-таки главной задачей является не возведение стен, не строительство, как таковое. Самая великая задача, самая великая миссия ‒ сплочение людей вокруг этого строительства, вокруг Русской Православной Церкви, вокруг Господа нашего Иисуса Христа.

Автор публикации выражает искреннюю благодарность Вере Семёновне Ишковой за сотрудничество, предоставленные документы и фотографии.

Иван Литвинов

Источник: "Бийские епархиальные ведомости". № 6, 7, 8 (июнь, июль, август) 2020 год (13, 14, 15).

Престольные праздники
Святой Троицы

Местная религиозная организация православный Приход храма Живоначальной Троицы с. Верх-Ануйское Быстроистокского района Алтайского края Бийской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Адрес

659571, Алтайский край, Быстроистокский район, с. Верх-Ануйское, ул. Советская, д. 19в

загрузка карты...

Новости

Показать еще

Другие храмы благочиния