Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

Бийская епархия и Бийская архиерейская кафедра: история и современность

С 1880 г. до 1920 г., на протяжении сорока лет, уездный город Бийск являлся центральным станом Алтайской духовной миссии Томской епархии, сыгравшей важную роль в распространении христианства среди инородцев, просвещении алтайского и русского народов.

С историей Бийска связаны имена широко известных ныне русских и алтайских святых — преподобного Макария (Глухарева) и святителя Макария (Невского), священномучеников Никиты (Прибыткова), Германа (Коккеля), Петра Гаврилова, Александра Дагаева, Амвросия (Гутко). В историю города вписаны имена алтайских миссионеров, заслуги которых велики и поучительны. Не зря некоторых еще при жизни называли Апостолами Алтая, посвящали им книги.

Согласно «Высочайше утвержденному 1 декабря 1879 г. определению Святейшего Синода», в Бийске учреждена кафедра викарных архиереев Томской епархии, возглавляемая Преосвященнейшим епископом Бийским, начальником Алтайской духовной миссии. Именно это событие оказало серьезное влияние на развитие города. Так, председатель Томской казенной палаты М. А. Гиляров, побывавший в 1883 г. по делам службы в Бийске, засвидетельствовал, что «…уже 20 лет знаком с г. Бийском и ему, как стороннему лицу, весьма заметно, что последнее время, он стал чрезвычайно быстро возрастать и развиваться во всех отношениях: религиозно-нравственном, интеллектуальном и торговом, и что подобное прогрессивное возрастание он приписывает основанию в Бийске епископской кафедры».

С 1880 г. по 1933 г. на Бийской кафедре усердно трудились 10 архипастырей и начальников Алтайской духовной миссии, внесших значительный вклад в становление и развитие Бийска как главного миссионерского центра Алтая. В архивах сохранились документы, позволяющие установить имена этих подвижников, познакомиться с некоторыми фактами их биографии. Это:

1. Епископ Владимир, в миру Петров Иван Степанович (29.05.1828–2.09.1937). Выпускник Воронежской духовной семинарии и Киевской духовной академии. Магистр богословия. С 1880 г. по 1883 г. — первый епископ Бийский и начальник миссии. Затем — епископ Томский и Семипалатинский, архиепископ Казанский и Свияжский.

2. Епископ Макарий, в миру Парвицкий (Невский) Михаил Андреевич (1.10.1835–2.03.1926). Выпускник Тобольской духовной семинарии. С 1884 г. по 1891 г. — начальник Алтайской духовной миссии и епископ Бийский. В 1891 г. назначается главой Томской епархии, в 1906 г. возводится в сан архиепископа Томского и Барнаульского. Впоследствии, с 1908 г. по 1912 г., именовался архиепископом Томским и Алтайским. Согласно указу Святейшего Синода, с 25 ноября 1912 г. по март 1917 г., — митрополит Московский и Коломенский. За большие миссионерские заслуги определением Святейшего Патриарха Тихона в августе 1920 г. получил пожизненный почетный титул митрополита Алтайского. До настоящего времени его тело остается нетленным и покоится в Троице-Сергиевой Лавре. В 2000 г. решением Архиерейского собора РПЦ причислен к лику святых для общецерковного почитания.

3. Епископ Владимир, в миру Синьковский Филарет Алексеевич (1845–3.08.1917). Начальник миссии и епископ Бийский с 1894 г. по 1898 г. Выпускник Херсонской духовной семинарии, вольнослушатель Киевской духовной академии. Впоследствии, в разное время, являлся епископом Владикавказским, епископом Кишиневским и Хотинским. С 1908 г. — архиепископ Донской и Новочеркасский.

4. Епископ Мефодий, в миру Герасимов Маврикий Львович (22.02.1856–15.03.1931). Выпускник Томской духовной семинарии и Казанской духовной академии. Кандидат богословия. Возглавлял миссию с 1894 г. по 1898 г. в качестве епископа Бийского. Указом Императора Николая II от 24 декабря 1898 г. назначен епископом Забайкальским и Нерчинским. В декабре 1912 г. стал епископом Томским и Алтайским, а 30 июля 1914 г. был переведен на Оренбургскую кафедру. Ко дню Святой Пасхи 1918 г. указом Святейшего Патриарха Тихона епископ Мефодий возведен в сан архиепископа Оренбургского и Тургайского. Вскоре, вместе с русскими беженцами, был вынужден навсегда покинуть Россию. Почил в сане митрополита Харбинского.

5. Епископ Сергий, в миру Петров Стефан Алексеевич (30.01.1864–11.01.1935). Окончил Донскую духовную семинарию, историко-филологический факультет Московского императорского университета, миссионерские курсы при Казанской духовной академии. С 1899 г. по 1901 г. — начальник миссии и епископ Бийский. С 20 января 1901 г. Владыка Сергий получил назначение на Омскую кафедру, где прослужил всего три года. В последующие годы — епископ Ковенский, викарий Литовской епархии; епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии. С 22 декабря 1913 г. — епископ Сухумский. В годы гражданской войны — епископ Черноморский и Новороссийский.

6. Епископ Макарий, в миру Павлов Михаил Михайлович (4.11.1867 – после 1923). Начальник миссии и епископ Бийский с 1901 г. по 1905 г., позже — епископ Якутский. В 1890 г. окончил Томскую духовную семинарию, в 1898 г. — Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В последующие годы — епископ Якутский и Вилюйский, епископ Владикавказский и Моздокский. Во время гражданской войны поддержал Белую Армию. В конце августа 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, переехал на жительство в г. Пятигорск. Упоминается обновленческим епископом Пятигорским до 1923 г. Дальнейшая судьба неизвестна.

7. Архиепископ Иннокентий, в миру Соколов Константин Павлович (13.02.1846–14.08.1937). Возглавлял Алтайскую миссию с 1905 г. по 1923 г. в сане епископа, а с 1922 г. архиепископа Бийского. В 1867 г. окончил Московскую духовную семинарию и первоначально был назначен учителем Перервинского духовного училища. В 1871 г. принят на службу в Алтайскую духовную миссию. Скончался под Москвой, на станции Немчиновка Белорусской железной дороги, на квартире у своего сына протоиерея Николая Соколова. Отпет Святейшим Патриархом Сергием. Погребен на кладбище села Ромашково, близ станции Немчиновка.

8. Епископ Никита, в миру Прибытков Николай Григорьевич (6.12.1859–3.01.1938). Окончил Барнаульское духовное училище, а затем духовную семинарию. С января 1924 г. — епископ Кузнецкий. В конце года переведен на Рубцовскую кафедру. Епископ Бийский, викарий Алтайской епархии с 1924 г. по 1931 г. В это время дважды был арестован за антисоветскую агитацию, но досрочно освобожден. С 1934 г. — епископ Мамалыжский, а с 1935 г. по 1937 г. — епископ Белевский, викарий Тульской епархии. В ноябре 1937 г. в очередной раз арестован и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Тесницком лесу, под Тулой. 17 июля 2001 г. решением Священного Синода РПЦ епископ Никита (Прибытков) причислен к Собору святых новомучеников и исповедников российских XX в.

9. Епископ Герман, в миру Коккель Григорий Афанасьевич (23.11.1883–1937). Преосвященнейший епископ Барнаульский и Бийский с 1931 г. по 1932 г. В 1903 г. сдал экстерном экзамен на учителя Чувашского инородческого училища в Казанской учительской семинарии, затем окончил Казанские миссионерские курсы. 9 декабря 1924 г. Святейшим Патриархом Тихоном (Беллавиным) возведен в сан епископа Ибресинского, викария Ульяновской епархии. Дальнейшие его назначения связаны с местами ссылок — епископ Бугульминский, викарий Самарской епархии и епископ Бугурусланский, викарий Оренбургской епархии. В 1928 г. назначен епископом Кузнецким, викарием Томской епархии. В 1929 г. утвержден епископом Томским. В ноябре 1930 г. переехал в город Омск, где управлял Омской епархией. Впоследствии был епископом Никольско-Уссурийским, временно управлял Владивостокской и Хабаровской епархиями. С сентября 1931 г. — епископ Барнаульский, одновременно управлявший Бийской епархией.

1 апреля 1932 г. арестован в Бийске по обвинению в «антисоветских высказываниях» во время проповедей. Как сказано в обвинительном заключении: «Относился враждебно к обновленцам, называл их сектантами и призывал в своих проповедях беречься и сторониться их, увольнял священников, которые брили головы и не носили рясы… Будучи секретным агентом ОГПУ, намеренно расконспирировал себя». 27 июля был освобожден «за прекращением дела ввиду недостаточности обвинительного материала», выслан из Бийска, а уже 2 октября 1932 г. назначен на Благовещенскую кафедру. На основании доносов о «контрреволюционной агитации» в 1937 г. Особой тройкой УНКВД по Дальневосточному краю был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян.

10. Епископ Тарасий, в миру Ливанов Иван Алексеевич (18.05.1877–11.04.1933). В 1902 г. окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Нравственное учение преподобного Симеона Нового Богослова». 19 ноября 1931 г. в Покровской церкви г. Москвы хиротонисан во епископа Уссурийского, викария Восточно-Сибирской митрополии. С конца 1931 г. по 1932 г. — епископ Барнаульский, викарий Новосибирской епархии, управляющий Бийской епархией. Арестован 31 января 1933 г. Осужден Судебной тройкой при ПП ОГПУ по Запсибкраю по статье 58–2, 10, 11 уголовного кодекса, приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Новосибирске.

С момента учреждения кафедры Бийского архиерея, викария Томской епархии, начальника духовной миссии и переноса центра Алтайской миссии из с. Улалы (ныне г. Горно-Алтайск) в Бийск, в 1880 г. на территории исторической части города «Казанке» создается архиерейское подворье, ставшее «сердцем» алтайского православия. С этого времени возводится монументальный архитектурный комплекс зданий, среди которых выделялись архиерейский дом, Казанская архиерейская церковь, единственное в Сибири миссионерское катехизаторское училище, учрежденное в 1883 г., Казанское приходское училище и Сахаровская церковно-приходская школа. К 1915 г. Бийское архиерейское подворье насчитывало около 30 строений, утопало в пышной зелени архиерейских садов и рощ с живописными верхними и нижними прудами.

Стараниями духовенства, при активной поддержке купцов-попечителей, Бийск становится своеобразным центром алтайского образования и просвещения.

Революционные события, изменение политического устройства государства, привели к необратимым последствиям: ликвидации Алтайской духовной миссии, закрытию и разрушению храмов и монастырей, национализации церковно-приходских школ и приходских училищ, церковных сооружений и архиерейского подворья.

В 1919 г. Бийское викариатство преобразовано в епархию. Викарий Томской епархии епископ Бийский Иннокентий (Соколов) стал самостоятельным архиереем.

Но даже в советские годы ХХ в. Бийск продолжал оставаться духовным центром региона. Здесь до 1933 г. сохранялась кафедра «староцерковных» епископов.

Очевидно, в 1927-1932 гг., Бийская кафедра была снова викариатством — Томским или Алтайским, а затем снова стала самостоятельной.

В период с 1932 по 1937 гг. Бийской кафедрой временно управляли Барнаульские епископы. А после кафедра не замещалась. В 1943 г. территория бывшей Бийской епархии включена в состав Новосибирской.

Изменение отношения государства к РПЦ в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы способствовало вторичному открытию Покровской (1943 г.) и Успенской (1947 г.) церквей, восстановлению на период с 1949 г. по 1957 г. Бийской архиерейской кафедры викарных епископов Новосибирской и Барнаульской епархии. Это потрудившиеся на ниве Христовой Преосвященнейшие епископы Бийские – Никандр (Вольянников), служивший в период с 1949 г. по 1956 г. и Донат (Щеголев), находившейся на бийской кафедре в 1956–1957 гг.

11. Епископ Никандр, в миру Николай Федотович Вольянников (22.03.1909-21.06.1956). Окончил Иркутский государственный университет. Участвовал в работе Поместного собора Русской Православной Церкви в 1945 г. 27 февраля 1949 года в г. Новосибирске хиротонисан во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии.

12. Епископ Донат, в миру Дмитрий Федорович Щеголев (15.06. 1899-5.10.1979). С 1922 — послушник Московского Новоспасского монастыря. В годы Великой Отечественной войны состоял в народном ополчении, был ранен, получил инвалидность. С 14 июня 1956 г. — епископ Бийский, викарий Новосибирской епархии.

После 1957 г. кафедра не замещалась. До 1994 года церковная область входила в состав Новосибирской епархии, с 1994 по 2015 г. входила в состав Барнаульской и Алтайской епархии.

И только 5 мая 2015 г. согласно решению Святейшего Синода вновь восстановлена Бийская епархия, как самостоятельная. Ее выделили из состава Барнаульской епархии в пределах Бийского, Зонального, Красногорского, Солтонского, Алтайского, Быстроистокского, Петропавловского, Троицкого, Ельцовского, Целинного, Смоленского, Советского, Солонешенского районов Алтайского края. Одновременно Бийская епархия включена в состав Алтайской митрополии.

13. 16 мая 2015 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Серапиона (Дуная), клирика Новороссийской епархии, во епископа Бийского и Белокурихинского в домовом храме Всех святых в земле Российской просиявших Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве.

28 июня 2015 г. совершена хиротония архимандрита Серапиона (Дуная) во епископа Бийского и Белокурихинского.

В структуре Бийской епархии учреждены отделы по религиозному образованию и катехизации, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, по социальному служению и церковной благотворительности, по взаимоотношениям с обществом и СМИ, по работе с молодежью, по взаимодействию с казачеством, по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями, миссионерский и реставрационно-строительный отделы, а также паломнический центр и по взаимодействию со старообрядцами.

В епархии образованы 11 благочиний – благочиние г. Бийска, Троицкое, Ельцовское, Петропавловское, Смоленское, Алтайское, Советское, Белокурихинское, Бийское, Красногорское и Зональное.

14. 26 февраля 2019 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 11) епископом Бийским и Белокурихинским назначен викарий Калужской епархии епископ Тарусский Серафим (Савостьянов).

Епископ Серафим (в миру Савостьянов Владимир Владимирович) родился 15 декабря 1971 г. в г. Серове Свердловской обл. в рабочей семье. В 1989 г. окончил среднюю общеобразовательную школу № 1 г. Серова.

В 1990-1994 гг. обучался в Московской духовной семинарии. 20 августа 1991 г. определен послушником в Никольский Черноостровский мужской монастырь в г. Малоярославце Калужской обл.

3 января 1992 г. пострижен в монашество с именем Серафим в честь прп. Серафима Саровского. 2 февраля 1992 г. архиепископом Калужским и Боровским Климентом рукоположен в сан иеродиакона, 23 августа — в сан иеромонаха. В сентябре 1992 г. переведен в братию Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьева Боровского монастыря в г. Боровске Калужской обл., в декабре того же года назначен на должность заведующего канцелярией Калужского епархиального управления. В 1994 г. назначен преподавателем Калужского духовного училища (с 1996 г. — Калужская духовная семинария). К Пасхе 1998 г. возведен в сан игумена.

В 1999 г. освобожден от должности заведующего канцелярией Калужского епархиального управления и назначен исполняющим обязанности наместника Пафнутьева Боровского монастыря. В 2003 г. назначен главой епархиальной комиссии по религиозному образованию и катехизации, а также благочинным 1-го Боровского благочиния Калужской епархии. С 2006 г. входил в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Калужской области.

К Пасхе 2009 г. возведен в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 66) избран епископом Тарусским, викарием Калужской епархии.

Наречен во епископа 3 декабря 2015 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 4 декабря за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 16 апреля 2016 г. (журнал № 13) освобожден от должности наместника Пафнутьева Боровского мужского монастыря.

В 2017 году окончил магистратуру Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского по направлению «Психология».

Почетный гражданин г. Боровска Калужской области.


Павел Сергеевич Коваленко