Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

Во вторник первой седмицы Великого поста епископ Серафим совершил великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в храме Православной школы

Вечером 19 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, епископ Бийский и Белокурихинский Серафим совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме апостола Иоанна Богослова и праведного Иоанна Кронштадтского Православной школы города Бийска.

Преосвященному владыке сослужили: протоиерей Вячеслав Трубин, иерей Иоанн Шкуропацкий, иерей Симеон Медведев.    

По окончании богослужения архипастырь обратился к сослужащему духовенству и всем молящимся со святительским словом, посвященным духовному содержанию первой седмицы Великого поста:

«Потеря надежды на Бога приводит к потере веры в Бога, что и произошло в Эдемском саду с нашими прародителями. В первой части канона преподобного Андрея Критского мы с вами читали такие слова: “Воззрех на садовную красоту и прельстихся умом…”. Адама прельстила внешняя красота Эдемского сада, и он решил променять на ее общение с Богом. Человек был призван стать Богом по благодати, но для этого необходимо совершенствование, возможное только через богообщение.

С нами бывает то же самое – порой мы ищем легкие пути, в том числе и в духовной жизни. Когда мы обращаемся за духовным советом, и слышим в ответ, что надо усилить сердечную молитву, нам это не нравится. Куда проще сходить к экстрасенсу и сразу, по мановению “волшебной палочки”, все получить. Но Господь говорит, что Царство Божие силой берется, и только прилагающий усилия может войти в него. Когда человек перестает надеяться на Бога, это приводит к печальным результатам, и развивается уныние. В молитве, которую мы с вами читаем в дни первой седмицы Великого поста – молитве преподобного Ефрема Сирина, мы просим, чтобы Господь не дал духу уныния утвердиться в нашем сердце. Потому что в основе этого страшного состояния души – уныния, лежит потеря веры в Бога, потеря надежды на Бога. В преклонном возрасте человек иногда чувствует себя одиноким, никому не нужным, и впадает в уныние. И не всегда задумывается, что возможно когда-то он сам сделал первые шаги к этому одиночеству, отвергнув людей, бывших вокруг него?

Бывают и тяжелые формы уныния, которые святые отцы именуют отчаянием – крайней формой богооставленности. Не в том смысле, что Бог человека оставил, а наоборот, человек отстранился от Бога. В такое состояние впадают люди, лишающие сами себя жизни. Многократно сильнее, чем все наши земные чувствования, состояние богооставленности испытает человек, переходящий в жизнь вечную, и не имеющий дел к оправданию, не имеющий добродетелей, пожираемый адским, геенским огнем. Это не вещественное пламя, а именно огонь богооставленности. Но мы можем в какой-то мере почувствовать этот огонь еще здесь, на земле. Ведь мы способны обмануть в чем-то людей, даже попытаться обмануть себя, прикрывая грех личиной добродетели, но мы не способны обмануть нашу совесть. Она, как неподкупный судия, будет постоянно обличать нас. В какую личину не облачай грех, он остается грехом, пагубно влияющем на человеческую душу.

У человека бывает такое состояние, когда кажется, что нет ничего, ни прошлого, ни будущего. Из этого только один выход – молитва! Поэтому мы сугубо молимся Великим постом, чтобы Господь не дал нам духа уныния, чтобы он не возобладал в нашем сердце, не укоренился в нашей душе, и мы не потеряли веру в Бога, надежду на Его милосердие и спасительную помощь. И чтобы эта надежда укрепляла нашу веру и водительствовала нами через покаяние в Царствие Небесное. Аминь».