Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

В Великий Четверг епископ Серафим совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе

17 апреля, в Великий Четверг, день Воспоминания Тайной Вечери, епископ Бийский и Белокурихинский Серафим совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Успенском кафедральном соборе города Бийска.

Преосвященному владыке сослужили: ключарь собора протоиерей Александр Петров, протоиерей Владимир Ащеулов, иерей Димитрий Щербаков, иерей Иоанн Шкуропацкий, иерей Артемий Золотых, диакон Вадим Шпак, диакон Никита Гологузов, диакон Андрей Поповичев, диакон Артемий Волков.

На сугубой ектении были произнесены особые прошения: «…о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую…». Затем епископ Серафим вознес молитву о Святой Руси.

На литургии владыка Серафим причастил верующих Святых Христовых Таин.

По окончании богослужения архипастырь поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и обратился к сослужащему духовенству и всем молящимся с проповедью:

«В Великий Четверг мы воспоминаем Пасхальную трапезу, которую Господь совершил со Своими учениками перед Своими Страданиями. Пасхальная ритуальная трапеза у иудеев совершалась по определенному чину, в котором были особые слова благословения хлеба и чаши с вином, и этой чашей в конце трапезы обносили всех присутствующих. Но Господь на Пасхальной трапезе говорит странные для учеников слова: “Приимите, ядите: сие есть Тело Мое”. Взяв чашу с вином, Господь произносит еще  более странные слова: “Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета”.

Традиционная иудейская Пасхальная трапеза начиналась с обряда омовения рук и ног. Омовение совершалось с помощью слуг, имевших самый низкий социальный статус в доме. И тут, по непонятной для участников трапезы причине, Сам Христос, являвшийся главой этой трапезы, берет воду и полотенце и омывает ноги Своим ученикам. Петр возмутился и обратился к Господу со словами: «Не умоешь ног моих вовек». Он не понимал того образа смирения, который Господь через омовение ног Своим ученикам показывал им. Господь сделал это не случайно – совсем недавно по дороге в Иерусалим между Его учениками была ”распря”, кто из них большим наречется в Его Царствии. Ближайшие ученики Иоанн и Иаков подошли к Христу и попросили одному из них сесть по правую, а другому по левую сторону в Его славе. Они думали о том, чтобы стать главнее других учеников. Но в Царстве Христовом совершенно иные законы. “Кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом”, – говорит Господь.

В Великом таинстве Евхаристии, или, как его называет преподобный Симеон Новый Богослов, таинстве Церкви, невидимо для нас действием благодати Духа Святого хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Христовы, животворящие душу и тело человека. Господь установил это великое таинство для каждого из нас – Его присутствие здесь, на земле, остается неизменным. Господь присутствует не только Духом, но и Своим Божественным Телом и Своей Божественной Кровью. Таинство Евхаристии является продолжением той Тайной Вечери, которая была совершена когда-то, в определенные исторические время и место.

Причащаясь Тела и Крови Христа, мы сами становимся участниками этой Божественной Трапезы, становимся сотелесными и единокровными Христу, и Господь подкрепляет наши духовные силы, даруя нам живительную благодать.

У многих людей возникает вопрос: как часто нужно приобщаться Святых Христовых Таин? Некоторые говорят, мол, мы недостойны, поэтому редко причащаемся. Но это одно из орудий дьявола против человека – воздействовать на него через мнимое благочестие. И якобы по причине этого недостоинства люди устраняются от живительного таинства. Преподобный Серафим Саровский говорил, что причащаться надо как можно чаще, подготовив свою душу через молитву и покаяние…      

Пусть Всемилостивый Господь, видя нашу решимость изменить свою жизнь к лучшему, примет наши покаянные слезы, чтобы причащение Божественного Тела и Божественной Крови Христа послужило каждому из нас во исцеление души и тела. Аминь».