Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

В субботу первой седмицы Великого поста епископ Серафим совершил Божественную литургию в Пантелеимоновском соборе города Белокурихи

23 марта, в субботу первой седмицы Великого поста, день памяти великомученика Феодора Тирона, празднование памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, епископ Бийский и Белокурихинский Серафим совершил Божественную литургию в Пантелеимоновском соборе города Белокурихи.

Преосвященному владыке сослужили: ключарь Успенского кафедрального собора протоиерей Александр Петров, ключарь Пантелеимоновского собора иерей Роман Третьяков, иерей Андрей Новиков, диакон Вадим Шпак, диакон Герман Ходаковский.

На сугубой ектении были произнесены особые прошения: «…о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую…». Затем правящий архиерей вознес молитву о Святой Руси.

На литургии владыка Серафим причастил верующих Святых Христовых Таин.

По окончании богослужения архипастырь обратился к сослужащему духовенству и всем молящимся со святительским словом, посвященным таинству Евхаристии:

«Пребывающий в любви, пребывает в Боге. Только во Христе, в Его воплощении, в Его страдании и смерти крестной за род человеческий, мы понимаем и воспринимаем любовь как жертву. Апостол павел дает точное определение любви какой она должна быть: “Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,  не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит”.

Такую любовь Господь принес на землю и дал нам. Мы все, движимые любовью христиане, собираемся в храме, чтобы здесь быть в общении между собой и Богом. Человек соединяется с Богом в таинстве Святой Евхаристии.  Сегодня многие из вас приняли это таинство, кто-то в течение прошедшей седмицы причащался в среду и пятницу, и в последующие дни будет причащаться. Слова Спасителя, сказанные некогда своим последователям: ”Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем” – истинны и непреложны. И только в таинстве Евхаристии мы полностью соединяемся со Христом – становимся сокровными и сотелесными Ему.

Но осознаем ли мы величие этого таинства? Осознаем ли, насколько серьезно мы должны подходить к этой святыне, могущей полностью изменить жизнь человека. Апостол Павел говорил, что те, кто ест и пьет недостойно, из-за этого болеют и умирают. Мы должны подходить к таинству Евхаристии через молитвенный труд, подвиг поста, через очищение души и покаяние. Вспомним Тайную Вечерю – по словам апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Господь “возмутился духом… и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня”. Петр дал знак Иоанну, чтобы тот спросил, кто это. И Христос ответил: “тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам”. Он обмакнул кусок и подал его Иуде.

Святые отцы учат, что это было Причастие, которое Господь дал Иуде.  Дальше мы читаем в Евангелии страшные слова – “И после сего куска вошел в него сатана”.  Потому что Иуда был недостоин Причастия. Господь последний раз на Тайной Вечере призывает его к покаянию, но Иуда уже положил в сердце своем предать своего Божественного Учителя. Он причастился и в суд и в осуждение себе. Готовясь причаститься, мы произносим в молитве такие слова: ” Да не в суд или во осуждение будет мне Причащение Святых Твоих Таин, Господи”. Когда человек подходит к Чаше неподготовленным постом, молитвой и очищением души, он причащается в суд и осуждение.  

О величии этого таинства нам повествует одно церковное предание. В первые века  христианства существовала ересь северианства. Один из последователей этой ереси, вернувшись однажды домой, не застал там своей жены. Он спросил слуг, где она? Слуги ответили, что супруга пошла к соседке, а соседка исповедовала Православие. Это был Великий четверг, и еретик понял, что его жена должна приобщиться Святых Таин. Он разгневался, бросился в дом соседки, чтобы помешать ей, а когда ворвался, то увидел, что жена уже причащается. Муж в ярости начал душить женщину, заставляя ее исторгнуть изо рта Причастие. То, что женщина не успела проглотить, выпало у нее изо рта.  Обезумевший муж выбросил святыню в сорное место. Как только он это сделал, то сразу увидел, что некая светящаяся сила подняла Святые Таины и отнесла на небо.

Этот человек потом покаялся, жил долгое время в монастыре. Бывший еретик кричал, что он великий грешник и Господь его покарает за нечестивую жизнь. Братия обращалась к нему со словами, что мы все грешны, Господь милостив, зачем ты так убиваешься? И тогда он рассказал им свою историю. И в продолжение добавил, что через несколько дней после совершенного им злодеяния к нему пришел черный человек и сказал: “Твоя участь в вечности будет такая же, как моя”. ”А ты кто такой?” – спросил он черного человека. ”Я тот, кто на суде у первосвященника ударил Христа по щеке”. Как тот человек надругался над Спасителем при Его жизни, так и еретик тоже надругался над Христом в таинстве Причастия.

По церковному преданию, человек, ударивший Господа на суде у первосвященника, был никто иной, как тот самый калека, который 38 лет пролежал в болезни возле овчей купели.  Об этой истории повествует евангелист Иоанн. Время от времени Ангел Господень возмущал воду в купели, и тот из больных, кто первым входил в нее по возмущении, выздоравливал. А этот человек всегда опаздывал войти в купель, но Господь смилостивился и исцелил его. Вместо благодарности Христу он сообщил об исцелении фарисеям, а поскольку в тот день была суббота, фарисеи стали искать Христа, чтобы убить Его за нарушение субботы.

Таинство Евхаристии, которое нам оставил Господь, животворит душу, если человек причащается достойно. Поэтому мы должны быть внимательны к себе, и каждый раз, подходя к Чаше, понимать, какая великая святыня нам преподается и как она может изменить нашу жизнь».