Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

В Неделю 26-ю по Пятидесятнице епископ Серафим совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе

3 декабря, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, предпразднство Введения во Храм Пресвятой Богородицы, епископ Бийский и Белокурихинский Серафим совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе города Бийска.
    
Преосвященному владыке сослужили: ключарь собора протоиерей Александр Петров, протоиерей Феодор Киричук, протоиерей Владимир Ащеулов, иерей Артемий Золотых, диакон Вадим Шпак, диакон Никита Гологузов.

На сугубой ектении были произнесены особые прошения: «…о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую…». Затем правящий архиерей вознес молитву о Святой Руси.

На литургии Преосвященный Серафим обратился к сослужащему духовенству и всем молящимся со святительским словом, посвященном воскресному евангельскому чтению:

«”В сию ночь душу твою возьмут у тебя”, – Господь сказал эти слова человеку, о котором мы с вами сегодня слышали в евангельском чтении. Человек неожиданно стал богатым. Но из материальных благ, данных Господом, он сделал неправильный вывод для своей последующей жизни. Какие безумные слова произнес человек: “Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись”. Но самый обеспеченный и богатый человек не может добавить себе времени жизни на земле. Богатые также болеют и подходят к черте между жизнью и смертью, которую нужно переступить.

В этой притче Господь не осуждает людей, которым даются материальные блага. Мы с вами знаем из Священного Писания, сколько ветхозаветных праведников были богатыми людьми,  но для них богатство не стало препятствием для того, чтобы войти в Царствие Небесное. И патриарх Авраам, и племянник его Лот, и царь Давид, и Иосиф Аримафейский, который участвовал в погребении Спасителя – они были богатыми и уважаемыми людьми. Человек должен понимать, что материальные блага, данные Господом, нужно разумно использовать. Это не наше – это все Божие! Человек может использовать материальные блага как для погибели, так и для спасения. Вспомните домоправителя, которого оклеветали перед его господином, что он ворует. Когда господин потребовал ответа от домоправителя, посмотрите как он разумно поступил. Тот благоразумный домоправитель стал списывать долги людей, которые должны были его господину. Списывая долги, он тем самым приобрел себе друзей из этих должников.

Притчу сегодняшнего Евангелия Господь заканчивает словами: “Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет”. А что значит “богатеть в Бога?” Это значит правильно распоряжаться богатством – помогать нуждающимся людям. Приведу евангельский пример. Вспомните событие Священной истории, когда Господь пришел на озеро Генисаретское, вошел в лодку к Петру и начал проповедовать. Когда Он закончил, то сказал рыбакам закинуть сети в воду. Петр, будучи профессиональным рыбаком, понимал, что сейчас они ничего не могут поймать. И все-таки он поверил Христу и забросил сети. И Господь сотворил чудо – великий улов наполнил лодку. Петр позвал на помощь своих товарищей, чтобы и те наполнили свои лодки уловом. Такая же ситуация, как и у человека в сегодняшней притче, собравшего небывало богатый урожай. Но посмотрите, что делает Петр! Он мог был продать этот улов, разбогатеть, а он идет ко Христу, падает на колени и говорит: “Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный”. Вот где богатство, которое он приобрел! Петр увидел, кто он есть грешный человек и чтобы  избавиться от грехов, ему нужна помощь Самого Христа. Богатство Петра  в том, что он утвердился в вере и получил надежду на наследование Царствия Небесного. Так же как разбойник, распятый по правую сторону от Христа, внезапно увидел себя таким, каким он был – грешным человеком. И обращаясь к своему товарищу, распятому слева от Господа, говорит: мы “достойное по делам нашим приняли”. И уже потом, обращаясь ко Христу, просит его: “Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!”. Он не просит взять его в Царствие Небесное, осознавая свое духовное состояние, а только помянуть его там. И уж тем более он не ожидал услышать от Господа такой ответ: “Ныне же будешь со Мною в раю”. Также и Петр, невзирая на большой улов, увидел свое греховное состояние и приобрел намного больше, чем этот улов, для спасения своей души.

Святоотеческое предание рассказывает нам такой случай. Был один богатый человек, который всегда помогал нуждающимся людям, привечал странников. старался вести добродетельную жизнь, хотя и не был христианином. E этого человека были и падения. Когда он умер, то оказался перед глубокой бездной, на дне которой протекала огненная река. Ему нужно было перейти на другой берег. Как это сделать, он не знал. И в этот момент к нему стали подходить люди, которым он в жизни помог. И эти люди, как муравьи, стали делать своеобразный живой мост через бездну, по которому человек смог перейти на другую сторону, где находились райские обители. Вот то богатство, которое человек должен приобретать здесь, на земле! Не материальное богатство, а духовное. Чтобы в тот момент, когда мы перейдем черту между жизнью и смертью, станем перед лицом Бога и должны будем дать ответ за свою жизнь, перед нами шли ангелы-хранители тех людей, которым мы помогли, и свидетельствовали за нас. Аминь».