Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

В день празднования Третьего обретения главы Иоанна Предтечи епископ Серафим совершил Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском храме села Солоновка

7 июня, в день празднования Третьего обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, епископ Бийский и Белокурихинский Серафим совершил Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском храме села Солоновка Смоленского района.

Преосвященному владыке сослужили: настоятель храма иерей Виктор Пушкарев, иерей Димитрий Щербаков, диакон Никита Гологузов.

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Успенского кафедрального собора.

На сугубой ектении были произнесены особые прошения: «…о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую…». Затем правящий архиерей вознес молитву о Святой Руси.

На литургии владыка Серафим причастил верующих Святых Христовых Таин и обратился к сослужащему духовенству и всем молящимся с проповедью:

«Иоанн Предтеча явился великим подвижником, до конца показавшим свою веру, любовь преданность Христу Спасителю. Его называют печатью ветхозаветных пророков, потому что он родился и жил на пересечении двух великих эпох в жизни человечества – Ветхого Завета и Нового Завета.  

О жизни Иоанна Крестителя в младенчестве, отрочестве и юности  мало что известно. Небольшие сведения мы можем почерпнуть из Евангелия от Луки, которое описывает, как его отцу, пророку Захарии, было возвещено, что у него родится сын. В истории человечества только дважды было благовестие от архангела Гавриила: первое о рождении Иоанна Предтечи, и второе, когда архангел благовестил Божией Матери о рождении в мир Спасителя. Матерь Божия поверила благовестию, только недоумевала как это может произойти, ведь она дала обет девства. А пророк Захария, первосвященник, не поверил архангелу и усомнился, что в таком преклонном возрасте он и его жена смогут родить ребенка. За свое неверие он был наказан – архангел связал его уста – Захария онемел. И только когда произошло то, что архангел ему возвестил и родился сын, у отца отверзлись уста. Подобное уже происходило – когда патриарх Авраам встречал Господа в виде трех ангелов и беседовал с ними, Господь сказал ему, что родится сын. В это время жена Авраама Сарра находилась в шатре и она «внутренне рассмеялась» – посмеялась в сердце своем, потому что Аврааму было 99 лет, а Сарре 89. Когда она вышла из шатра, и Господь спросил, почему она смеялась? Сарра начала оправдываться, что она не смеялась. Господь повторил, что через год она родит ребенка. После исполнения этих слов, когда Сарра родила сына, она назвала его Исаак, что в переводе означает «смех».  

Пророк Захария, у которого после рождения сына отверзлись уста, стал пророчествовать о его будущем. Заканчивается повествование о юных годах жизни Иоанна Крестителя тем, что «младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю».

Когда вскоре после рождения Иисуса вышло повеление царя Ирода избить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях, праведная Елизавета скрывалась с ребенком Иоанном в горах в пустыни, в местах возле Мертвого моря, которые называются Кумраны. Царь Ирод пытал пророка Захарию, чтобы он рассказал, где находится его ребенок, но пророк не открылся ему, и царь убил Захарию, о чем Господь потом вспомнит, посылая осуждение на книжников и фарисеев перед Своими страданиями:  «да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником».

Когда же умерла праведная Елизавета, Иоанн остался один в пустыне. Предание говорит о том, что его взяли на воспитание ессеи. В те времена Иудеей стали править не еврейские цари, а языческие завоеватели, должности первосвященников стали продаваться и покупаться. Раз в год первосвященник входил во Святая Святых – место особого присутствия Божия в Иерусалимском храме, чтобы совершить окропление жертвенной кровью. Если первосвященник был недостоин, он не мог перенести находящейся там благодати, и сразу умирал. Поэтому к его ноге заранее привязывали веревку, а после того, как слышали звук падающего тела, за эту веревку его вытаскивали.

Когда в Иерусалимском храме процветала такая коррупция и зависимость от языческого правителя, часть священства отделилась – они взяли все необходимое для совершения богослужения и удалились в пустыню, образовав там общину, которая и называлась ессеи. Эта община и находились в области Мертвого моря, в Кумранах. Но, отделившись с благими намерениями, ессеи таким образом ушли от истинной веры и превратилась в секту. Когда Иоанн достиг совершеннолетия, он ушел от ессеев и стал отдельно жить в пустыне до того времени, как, по словам Евангелия, он услышал глас от Господа, чтобы выйти на проповедь и совершить то дело, к которому он был призван от Бога – исправить пути Господу, прямыми сделать стези его, то есть подготовить еврейский народ к принятию Христа и Его учения.

Иоанна Предтечу арестовали. Его умертвят, он это осознает и посылает своих учеников ко Христу, чтобы они сами услышали от Христа, что Он и есть обетованный Мессия.

Иногда считают, что быстрая смерть для человека – благо. К примеру, римляне своих граждан, независимо от их статуса, подвергали только одному виду смертной казни – усекновению головы, как самому «гуманному» способу умерщвления. Но святитель Лука Войно-Ясенецкий в своих исследованиях физиологии человека доказал, что после насильственной внезапной смерти мозг сразу не умирает – человек еще какое-то время чувствует все, что с ним происходит! Об этом нам говорит и церковное предание – когда воины принесли Саломии, дочери Иродиады, на блюде голову Иоанна Крестителя, он продолжал говорить, обличая Ирода в его беззакониях.

Воспоминая событие Третьего обретения главы Иоанна Предтечи, будем молить его, чтобы по молитвам святого и нам Господь дал такую крепость веры, такую же преданность Христу, которая была у Иоанна Крестителя. Чтобы по молитвам пророка Господь дал нам безропотно перенести все скорби и искушения, встречающиеся на жизненном пути и мы смогли исполнить предназначение, данное каждому из нас на земле, и смогли войти в Царствие Небесное. Аминь».