Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

Студенты Новосибирского государственного университета прошли практику в Музее истории Алтайской духовной миссии

С 17 по 30 июля 2018 г. в Музее истории Алтайской духовной миссии проходила практика студентов-филологов Новосибирского государственного университета (руководитель практики – доктор филологических наук, профессор кафедры источниковедения литературы и древних языков НГУ Елена Ивановна Дергачева-Скоп).

Студенты занимались сбором материалов для научного описания книг кириллической печати XVIII – начала XX в. В ходе работы было просмотрено 29 книг: Евангелия, Учебные Псалтири, Часовники, Жития святых, уставная литература (Устав со Святцами, «Сын церковный») и др. Многие из них не имели выходных сведений и нуждались в атрибуции и датировке с привлечением специальной справочной литературы.

В ходе практики был выявлен и подробно описан уникальный экземпляр одного из первых изданий «Акафиста Божественным Страстем Христовым». На титульном листе издания читается запись, сделанная в Харькове 23 октября 1849 г. и упоминающая архиепископа Иннокентия. Судя по ней бийский экземпляр «Акафиста» связан с Украиной и является киевским изданием 1848 г., известным по библиографическим справочникам XIX в. и дошедшим в единичных экземплярах. Этот акафист представляет собой творение Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического, и послужил основой для чина великопостной службы, посвященной воспоминанию Страстей Христовых, широко распространившейся в богослужебной практике Русской православной церкви с XIX в. О большой востребованности этой книги в богослужении свидетельствуют и многочисленные карандашные пометы, отмечающие паузы между стихами песнопений и подчеркивающие смысловые отрывки, развивающие  темы покаяния и божественной милости.

Интерес представляет также издание Канона Пресвятой Богородице Феодоровской, напечатанное в Христианской типографии при Преображенском богаделенном доме в 1912 г. Память Феодоровской иконы совершается два раза в год (14 марта и 16 августа по старому стилю), при этом ее общерусского почитания так и не было установлено, хотя Феодоровская икона сыграла значимую роль в российской истории. С ее заступничеством связывается спасение Костромы во время татарского нашествия. В 1613 г. после окончания Смутного времени именно этой иконой был благословлен на царство Михаил Федорович Романов. Почитание иконы в старообрядческих общинах напрямую восходит к Московской Руси начала XVII в., к уставу Успенского собора Московского кремля. При этом ее почитание у старообрядцев имело вовсе не государственный, а глубоко частный смысл: они молились Богородице Феодоровской для облегчения родов, помощи в семейных делах.