Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

ОБРАЩЕНИЕ Преосвященнейшего Серапиона перед началом Великого поста

ОБРАЩЕНИЕ

Преосвященнейшего Серапиона,

Епископа Бийского и Белокурихинского

к духовенству, монашествующим и пастве епархии

перед началом Великого поста

 

«…подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися, и неосужденно достигнути поклонитися и святому воскресению...»

Из чинопоследования литургии Преждеосвященных Даров

 

Возлюбленные о Господе

Отцы, братья и сестры!

 

В эти дни Церковь вступает в пространство Великого и спасительного поста, чтобы, течение его совершив и добрым подвигом во время его подвизавшись (2Тим. 4.7), достигнуть Светлого Христова Воскресения.

Пост – это время молитвы и беспристрастного суда над самим собой, время честного размышления и действенного покаяния. Слава Богу, год от года все большее число наших сограждан стремится к этому ежегодному духовному паломничеству, к самим истокам православной веры, к обновлению самой своей жизни в этом благодатном делании.

Увы, на постном поприще даже духовно опытный человек может столкнуться со многими искушениями. Одно из них – попытка возлагать на себя и ближних все большие и большие бремена, ужесточать и без того строгий пост. Другое – скорое возвращение к обыденной жизни, вовсе отказ от поста при первых же трудностях его совершения.

Оба эти искушения проистекают из глубоко ошибочного взгляда на пост. Нам важно помнить, что православный аскетизм не есть борьба против тела, но борьба за него, за его возрождение как храма бессмертной человеческой души. Человек, отпавший от Бога целиком, душой и телом, целиком же и должен быть восстановлен. И в этом восстановлении, через целый ряд посильных ограничений, тело также участвует в молитвенном труде постящегося, как и его душа.

Но всякие скорби, принятые на себя Христа ради, разрешаются великой радостью. Каждый, переживший, хотя бы раз в жизни, радость Пасхальной ночи, помнит, о чем эта радость – о Новой Жизни, воссиявшей из гроба Спасителя и дарованной нам. Но, вместе с тем, мы видим и, на собственном опыте, знаем, как легко Новая Жизнь, из-за забывчивости и усталости, из-за падения и греха, превращается в «старую», темную, мелкую и лишенную всякого смысла. Евангелие требует от человека усилия, к которому он, увы, в обыденном своем состоянии совершенно не готов. Лишь признав эту последнюю страшную правду о себе, мы сможем понять и что такое Пасха, и что такое Великий пост, и почему он необходим, и как он поможет нам вновь увидеть и обрести эту потерянную Новую Жизнь.

В воскресных евангельских чтениях подготовительных седмиц Церковь возвещала нам, без чего постное делание будет невозможно или останется чисто формальным. Без желания Бога, Его справедливости, жизни в Его присутствии (Неделя о Закхее, Лк. 19.1-10). Без смирения, как начала подлинного покаяния (Неделя о мытаре и фарисее, Лк. 18.10-14). Без преодоления отчужденности от Отца Небесного и без возвращения в Отчий дом (Неделя о блудном сыне, Лк. 15.11-32). Без любви, как основного закона, по которому будет судить нас Христос в день Страшного Суда (Неделя о Страшном Суде, Мф. 25.31-46). Без, наконец, прощения, как единственно правильной формы отношений с людьми и Богом (Неделя сыропустная, Мф. 6.14-21).

Учитель покаяния, преподобный Ефрем Сирин, составитель удивительно простой, но, вместе с тем, безмерно глубокой великопостной молитвы, говорит прямо, что нам делать, от чего избавиться и что приобрести во дни Четыредесятницы.

Избавиться от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Избавиться от лени, нерадения, нежелания что-либо менять, от неспособности войти в радость Господа и изгнать из жизни всякую тьму, от измерения всего и вся только собой, от превращения дара слова в орудие греха. Стяжать же дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Восстановить собственную целостность и подлинную иерархию ценностей, начать жить по правде, научиться видеть саму суть вещей, облечься всецело в любовь, которая и есть, по слову апостола Павла, совокупность совершенства (Кол. 3.14).

Однако, любое ограничение себя ради этих высоких задач будет, скорее всего, тщетным, если наш пост не сочетается с делами милосердия. Ведь ограничивая себя, мы легче можем понять тех, кто постоянно живет в состоянии ограничения. Совершенство, которого требует Христос (Мф. 5.58), как раз и заключается в умении быть милосердным, как и Отец наш Небесный милосерд (Лк. 6.36) и это непременное условие для вхождения в Царство Небесное (Мф. 5.7)!

Одна из особенностей Великого поста – невозможность совершать Евхаристию в течение седмицы, как это принято обычно.

Это связано с тем, что всякий раз, когда Церковь совершает Евхаристию, она – на Небе, в своем Небесном отечестве. А пост – это все-таки путешествие к Царствию Небесному и, пока оно не закончено и цель его не достигнута, радость не может быть полной. Но на этом пути нам нужна помощь, поддержка, сила и утешение, ведь "князь мира сего", противостоящий нам, еще не "сдался". Наоборот, зная, что он побежден Спасителем, он предпринимает последнюю, отчаянную борьбу против Бога, стараясь оторвать от Него, насколько возможно, больше душ. И в этой борьбе именно Тело и Кровь Христовы должны быть главной помощью, той "насущной пищей", которая поддерживает жизнь нашего духа и благодаря которой, несмотря на все искушения и опасности, мы совершаем христианское делание. Поэтому я призываю свою паству как можно чаще приступать Великим постом к Причастию - и в воскресные дни и, особенно, на литургии Преждеосвященных Даров!

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Наш пост, по слову святителя Феофана Затворника, есть свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни. Я призываю на всех вас, вступивших на это сорокадневное поприще, благословение Божие и милость Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! В великие и священные дни, устремляясь к грядущей Пасхе Христовой, испытаем жизнь нашу правдой евангельской, исследуем помыслы, поступки и дела, очистим душу покаянием, совершим дела любви, дабы не стыдно было нам называться детьми Божиими (Рим. 8.16), аминь!

 

Серапион,

Епископ Бийский и Белокурихинский

Град Бийск

Великий пост, 2018 г.