Митрополит Сергий принял участие в Международной научной конференции «Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве»
В институте гуманитарных наук Алтайского государственного университета приступила к работе XII Международная научно-практическая конференция «Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве (SIDEC-2024)», приуроченная ко Дню России и организуемая при поддержке Фонда Президентских грантов.
Открывая конференцию, ее модератор – доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и молодежной политики ИГН АлтГУ, Председатель совета АКОО ПССОЗ «Позитивное развитие», директор Ресурсного центра по развитию гражданских инициатив и содействия интеграции народов и культур в Алтайском крае, член Научного совета «Социально-политические и демографические проблемы формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС)» при Отделении общественных наук РАН Светлана Геннадьевна Максимова отметила, что, организуемый ежегодно в преддверии Дня России, данный научный форум объединяет исследователей и практиков, занимающихся вопросами национальной политики на евразийском пространстве, не только из российских регионов, но и стран Центральной Азии. В этом году в дистанционном формате к конференции присоединились ученые из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.
«Мы живем в период кардинальных изменений мирового порядка, и в первую очередь – смены однополярного мира, которая естественно быстро не произойдет, и к этому нам всем надо быть готовыми. Россия как была, так и остается проводником идей равноправия государств и наций, придерживаясь этой позиции в своих взаимоотношениях с коллегами из-за рубежа, – подчеркнул, приветствуя участников конференции, ректор АлтГУ Сергей Николаевич Бочаров. – Сегодня нам, университетскому сообществу, следует повышать, прежде всего, уровень сознательности в молодежной среде, ответственного отношения к делу, которым они занимаются, нацеленность на конструктивный диалог в многонациональной и многоконфессиональной среде внутри страны и за ее пределами. И пусть это, может быть, звучит заштамповано, но мы с вами должны декларировать дружбу народов, что на протяжении многих веков делало и продолжает делать наше государство!»
Принявший участие в открытии конференции митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий отметил, что обсуждаемая в рамках форума тема появилась тогда, когда единое человечество разделилось на народности и нации. С того времени прошло уже много тысячелетий, о чем свидетельствует Библия, именуя этот момент – Вавилонским столпотворением:
Уважаемые участники XII Международная конференции «социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве»!
В первую очередь позвольте мне поблагодарить всех устроителей этого важного форума за традиционное приглашение принять в нем Алтайскую митрополию Русской православной церкви.
Наше мероприятие проходит в канун празднования государственного празднования Дня России. Наше Отечество — это множество народов, наций множество культур. Но всех нас объединяет не только огромные размеры нашей страны, общая история, но и общие традиционные ценности наших народов. И эти ценности формировались не только бытовым укладом, экономической деятельностью, но главным образом религиозным опытом.
В центре исторического формирования нашей страны стояла Древняя Русь, которая получило свою государственность при решающем факторе принятия христианства в 988 году. Наше молодое государство одновременно осознавало свою независимость, самостоятельность, и в то же время свое единство со всем остальным христианским миром. Исторически важным является то обстоятельство, что Древняя Русь становится частью тогда еще единой, неразделенной Вселенской Христианской церкви. И одним из главных своих предназначений наше родившееся государство видит в хранении и распространении Евангелия и христианской веры. Неслучайно, что старец Филофий спустя пятьсот лет после крещения Руси говорит о Москве как третьем Риме. Он не выбирает какой-то другой мировой город. Но он мыслит и русскую церковь, и Московское царство не просто как наследников и преемников христианской цивилизации, но как реализованную вселенскую церковь и христианскую империю. Поэтому одной из главных идей нашего государства становится идея христианской миссии.
Вообще можно рассматривать историю русской церкви как историю миссии. Приняв миссию от святых братьев Кирилла и Мефодия, Русская церковь продолжила эту миссию трудами Святого Стефана Пермского, Иоанна Тобольского, Алтайских миссионеров. И множества безвестных представителей наших народов, которые несли православную веру, как своим соплеменникам, так и другим народам, желая их просвещения истинами христианской веры.
Вместе с этим и расширялись и пределы нашего Отечества. Конечно, мы знаем, что это формирование нашего государства имело и трагические страницы, но по большей части, эту боль несло не христианская миссия, а проблемы экономического характера. При этом церковь насколько могла старалась смягчить эти тяготы народов. Но и государство на пути своего расширения стремилось преобразить жизнь народов к лучшему. Вместе с государством приходили не только тяготы и повинности, но и законность и правопорядок, образование и медицина, и конечно возможность подлинного развития культуры и улучшения социальных условий.
Сегодня все мы можем оценивать все эти исторические реалии и смотреть и вперед, в будущее, но, не отвергая прошлого, которое и сформировало наше Отечество. Мы, как православные христиане, должны видеть не только огромные, как мы говорим «евразийские» просторы нашего отечества, но и помнить, что «евразийство», возникшее как учение, как феномен общественной мысли в 1920-е-1930-е годы, по мнению многих христианских богословов, стало на определенном этапе, соблазном для нашей культуры. Поскольку в этом образе мысли виделось желание отказа от христианства, ради сохранения национальных ценностей и самобытности. Именно эти настроения, доведенные до крайности, в наши дни являются основанием соблазна, так называемого, неоязычества. А как мы знаем неоязычество в наши дни — это один из источников в наших народах нетерпимости, розни и даже экстремизма.
А для нас, верящих православных людей по-прежнему важен вопрос выбора, стоящий перед всеми нами, который был сформулирован еще в конце 19 века Владимиром Сергеевичем Соловьевым в стихах:
О Русь! в предвиденье высоком Ты мыслью гордой занята;
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?
Член Совета общественной палаты Алтайского края Юрий Николаевич Овиденко назвал открывшуюся конференцию одной из крупнейших площадок Сибири, которая ежегодно не только уделяет должное внимание рассмотрению вопросов социальной интеграции на евразийском пространстве, но и формирует базу данных по их решению, готовит соответствующие документы рекомендательного характера.
«Мир не стоит на месте, он постоянно меняется, и мы с вами являемся участниками расширения границ информационного обмена, в связи с совершенствованием высоких технологий. Но при этом, есть определенные ценности, которые мы должны хранить и передавать из поколения в поколение. Это ценности, направленные на созидание, на стремление к решению конфликтных вопросов мирным путем. Только так мы сможем достичь единой цели в рамках мирного сосуществования, – подчеркнул Юрий Николаевич. – Работая в информационном поле, мы должны быть ответственны за то, что говорим, за то, что публикуем, поскольку сейчас активизировались недружественные нашей стране силы, пытающиеся создавать искусственно напряженные конфликтные ситуации, стремящиеся раскачать ситуацию внутри государства. Поэтому проведение конференции, где принимаются полезные для развития нашей страны решения, – это важное событие».
Директор института гуманитарных наук АлтГУ Лариса Ивановна Нехвядович, подводя итог торжественному открытию XII Международной научно-практической конференции SIDEC-2024, в первую очередь выразила благодарность научному коллективу социологов ИГН под руководством Светланы Геннадьевны Максимовой, которые уже на протяжении двенадцати лет организуют данный научный форум, создав таким образом одну из добрых традиций института гуманитарных наук.
«Ценность этой конференции заключается в том, что представленные в ее рамках исследования построены на широкой эмпирической базе, и заявленная проблематика является актуальной. Основной посыл конференции – социальная интеграция, нацеленная на восполнение, восстановление, и поиск оптимальных решений. Сегодня в обобщении и осмыслении результатов эмпирических исследований социологов принимают участие ведущие ученые России, и наши коллеги из-за рубежа, и я уверена, что на SIDEC-2024 будет много интересных и полезных докладов», – подытожила Лариса Ивановна.
После торжественной части конференцию продолжило пленарное заседание и работа по секциям. Второй день, 8 июня, SIDEC-2024 откроет стратегическая сессия «Гуманитарное сотрудничество на евразийском пространстве: германо-российский опыт».
Напомним, что организаторами конференции выступили Правительство Алтайского края, Совет по вопросам реализации государственной национальной политики Алтайского края, Алтайский государственный университет, Институт гуманитарных наук, Азиатский экспертно-аналитический центр этнологии и международного образовательного сотрудничества АлтГУ, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Краевое автономное учреждение «Дом народов Алтайского края», Ресурсный центр по развитию гражданских инициатив и содействию интеграции народов и культур в Алтайском крае, Алтайская краевая общественная организация психолого-социального сопровождения и охраны здоровья «Позитивное развитие».
Источник: https://altayskaya-mitropolia.ru/?p=32880
Открывая конференцию, ее модератор – доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и молодежной политики ИГН АлтГУ, Председатель совета АКОО ПССОЗ «Позитивное развитие», директор Ресурсного центра по развитию гражданских инициатив и содействия интеграции народов и культур в Алтайском крае, член Научного совета «Социально-политические и демографические проблемы формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС)» при Отделении общественных наук РАН Светлана Геннадьевна Максимова отметила, что, организуемый ежегодно в преддверии Дня России, данный научный форум объединяет исследователей и практиков, занимающихся вопросами национальной политики на евразийском пространстве, не только из российских регионов, но и стран Центральной Азии. В этом году в дистанционном формате к конференции присоединились ученые из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.
«Мы живем в период кардинальных изменений мирового порядка, и в первую очередь – смены однополярного мира, которая естественно быстро не произойдет, и к этому нам всем надо быть готовыми. Россия как была, так и остается проводником идей равноправия государств и наций, придерживаясь этой позиции в своих взаимоотношениях с коллегами из-за рубежа, – подчеркнул, приветствуя участников конференции, ректор АлтГУ Сергей Николаевич Бочаров. – Сегодня нам, университетскому сообществу, следует повышать, прежде всего, уровень сознательности в молодежной среде, ответственного отношения к делу, которым они занимаются, нацеленность на конструктивный диалог в многонациональной и многоконфессиональной среде внутри страны и за ее пределами. И пусть это, может быть, звучит заштамповано, но мы с вами должны декларировать дружбу народов, что на протяжении многих веков делало и продолжает делать наше государство!»
Принявший участие в открытии конференции митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий отметил, что обсуждаемая в рамках форума тема появилась тогда, когда единое человечество разделилось на народности и нации. С того времени прошло уже много тысячелетий, о чем свидетельствует Библия, именуя этот момент – Вавилонским столпотворением:
Уважаемые участники XII Международная конференции «социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве»!
В первую очередь позвольте мне поблагодарить всех устроителей этого важного форума за традиционное приглашение принять в нем Алтайскую митрополию Русской православной церкви.
Наше мероприятие проходит в канун празднования государственного празднования Дня России. Наше Отечество — это множество народов, наций множество культур. Но всех нас объединяет не только огромные размеры нашей страны, общая история, но и общие традиционные ценности наших народов. И эти ценности формировались не только бытовым укладом, экономической деятельностью, но главным образом религиозным опытом.
В центре исторического формирования нашей страны стояла Древняя Русь, которая получило свою государственность при решающем факторе принятия христианства в 988 году. Наше молодое государство одновременно осознавало свою независимость, самостоятельность, и в то же время свое единство со всем остальным христианским миром. Исторически важным является то обстоятельство, что Древняя Русь становится частью тогда еще единой, неразделенной Вселенской Христианской церкви. И одним из главных своих предназначений наше родившееся государство видит в хранении и распространении Евангелия и христианской веры. Неслучайно, что старец Филофий спустя пятьсот лет после крещения Руси говорит о Москве как третьем Риме. Он не выбирает какой-то другой мировой город. Но он мыслит и русскую церковь, и Московское царство не просто как наследников и преемников христианской цивилизации, но как реализованную вселенскую церковь и христианскую империю. Поэтому одной из главных идей нашего государства становится идея христианской миссии.
Вообще можно рассматривать историю русской церкви как историю миссии. Приняв миссию от святых братьев Кирилла и Мефодия, Русская церковь продолжила эту миссию трудами Святого Стефана Пермского, Иоанна Тобольского, Алтайских миссионеров. И множества безвестных представителей наших народов, которые несли православную веру, как своим соплеменникам, так и другим народам, желая их просвещения истинами христианской веры.
Вместе с этим и расширялись и пределы нашего Отечества. Конечно, мы знаем, что это формирование нашего государства имело и трагические страницы, но по большей части, эту боль несло не христианская миссия, а проблемы экономического характера. При этом церковь насколько могла старалась смягчить эти тяготы народов. Но и государство на пути своего расширения стремилось преобразить жизнь народов к лучшему. Вместе с государством приходили не только тяготы и повинности, но и законность и правопорядок, образование и медицина, и конечно возможность подлинного развития культуры и улучшения социальных условий.
Сегодня все мы можем оценивать все эти исторические реалии и смотреть и вперед, в будущее, но, не отвергая прошлого, которое и сформировало наше Отечество. Мы, как православные христиане, должны видеть не только огромные, как мы говорим «евразийские» просторы нашего отечества, но и помнить, что «евразийство», возникшее как учение, как феномен общественной мысли в 1920-е-1930-е годы, по мнению многих христианских богословов, стало на определенном этапе, соблазном для нашей культуры. Поскольку в этом образе мысли виделось желание отказа от христианства, ради сохранения национальных ценностей и самобытности. Именно эти настроения, доведенные до крайности, в наши дни являются основанием соблазна, так называемого, неоязычества. А как мы знаем неоязычество в наши дни — это один из источников в наших народах нетерпимости, розни и даже экстремизма.
А для нас, верящих православных людей по-прежнему важен вопрос выбора, стоящий перед всеми нами, который был сформулирован еще в конце 19 века Владимиром Сергеевичем Соловьевым в стихах:
О Русь! в предвиденье высоком Ты мыслью гордой занята;
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?
Член Совета общественной палаты Алтайского края Юрий Николаевич Овиденко назвал открывшуюся конференцию одной из крупнейших площадок Сибири, которая ежегодно не только уделяет должное внимание рассмотрению вопросов социальной интеграции на евразийском пространстве, но и формирует базу данных по их решению, готовит соответствующие документы рекомендательного характера.
«Мир не стоит на месте, он постоянно меняется, и мы с вами являемся участниками расширения границ информационного обмена, в связи с совершенствованием высоких технологий. Но при этом, есть определенные ценности, которые мы должны хранить и передавать из поколения в поколение. Это ценности, направленные на созидание, на стремление к решению конфликтных вопросов мирным путем. Только так мы сможем достичь единой цели в рамках мирного сосуществования, – подчеркнул Юрий Николаевич. – Работая в информационном поле, мы должны быть ответственны за то, что говорим, за то, что публикуем, поскольку сейчас активизировались недружественные нашей стране силы, пытающиеся создавать искусственно напряженные конфликтные ситуации, стремящиеся раскачать ситуацию внутри государства. Поэтому проведение конференции, где принимаются полезные для развития нашей страны решения, – это важное событие».
Директор института гуманитарных наук АлтГУ Лариса Ивановна Нехвядович, подводя итог торжественному открытию XII Международной научно-практической конференции SIDEC-2024, в первую очередь выразила благодарность научному коллективу социологов ИГН под руководством Светланы Геннадьевны Максимовой, которые уже на протяжении двенадцати лет организуют данный научный форум, создав таким образом одну из добрых традиций института гуманитарных наук.
«Ценность этой конференции заключается в том, что представленные в ее рамках исследования построены на широкой эмпирической базе, и заявленная проблематика является актуальной. Основной посыл конференции – социальная интеграция, нацеленная на восполнение, восстановление, и поиск оптимальных решений. Сегодня в обобщении и осмыслении результатов эмпирических исследований социологов принимают участие ведущие ученые России, и наши коллеги из-за рубежа, и я уверена, что на SIDEC-2024 будет много интересных и полезных докладов», – подытожила Лариса Ивановна.
После торжественной части конференцию продолжило пленарное заседание и работа по секциям. Второй день, 8 июня, SIDEC-2024 откроет стратегическая сессия «Гуманитарное сотрудничество на евразийском пространстве: германо-российский опыт».
Напомним, что организаторами конференции выступили Правительство Алтайского края, Совет по вопросам реализации государственной национальной политики Алтайского края, Алтайский государственный университет, Институт гуманитарных наук, Азиатский экспертно-аналитический центр этнологии и международного образовательного сотрудничества АлтГУ, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Краевое автономное учреждение «Дом народов Алтайского края», Ресурсный центр по развитию гражданских инициатив и содействию интеграции народов и культур в Алтайском крае, Алтайская краевая общественная организация психолого-социального сопровождения и охраны здоровья «Позитивное развитие».
Источник: https://altayskaya-mitropolia.ru/?p=32880