Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

В Ельцовском благочинии возрожден исторический крестный ход в село Сверчково

3 июня, по благословению Преосвященнейшего Серафима, епископа Бийского и Белокурихинского, от села Сухая Чемровка в село Сверчково прошел первый, спустя более века, крестный ход (12 км) с иконой Успения Пресвятой Богородицы из Бийского Успенского кафедрального Собора.

Этот крестный ход приурочен к дню памяти святых равноапостольных царя Константина и его матери царицы Елены, и является исполнением обета жителей села Сверчково, которые ещё в 1867 году «избрали единое средство прибегнуть к молебна-пению к великой нашей помощнице и заступнице к Царице Пресвятой Богородице, и при поднятии из Града-Бийского Успенского Собора иконы Успения Богоматери, и при усердном молитвословии по нашей деревне, явно ознаменовано было великое Ея Царицы нашей заступление и скорое уничтожение сего насекомого по каковым причинам мы и возымели законнейшее желание, что бы ежегодно исполнять сей обет, поднимать из Града-Бийского Успенского Собора икону Успения Бога-Матери для молебного пения по нашей Сверчковой деревне мая в 21 день на память Святых Равно-Апостольских великих царей Константина и Елены» - выписка из  «Дела о дозволении жителям деревни Сверчковой носить икону Успения Божьей Матери из Бийского Собора для служения молебнов», хранящегося в Государственном архиве Томской области.

Крестные ходы - горячо любимая россиянами традиция, пришедшая на Русь из Византии и сохраненная для нас нашими православными предками, которые именно в крестном ходе, в соборной молитве видели один из действенных способов защитить Отечество от видимых и невидимых врагов.

В советское время шла ожесточенная война за души людей в России и традиция совершения крестных ходов прервалась. После разрушения храмов, гонений на веру эта форма православного служения стала восстанавливаться. Крестные ходы стали образом народного покаяния. Крестоходцы снова пошли по дорогам, полям, мхам и камням, совершая физический и духовный подвиг, прославляя Бога, освобождая душу от грехов. Традиция крестных ходов восстановлена и на Алтае.

По просторам алтайской земли 3 июня прошел крестный ход по маршруту Сухая Чемровка – Сверчково. В шествии участвовало 46 человек: 4 человека из Барнаула, среди них – схимонах Иоанн из Барнаульской епархии, 17 – из Бийска, 7 человек из районного села Целинное, остальные - жители сел Одинцовка, Шубенка, Мало-Угренево, Сухая Чемровка, Сверчково. Крестный ход есть зримое выражение духовного боя. Несли иконы, каялись и молились, радовались и плакали. Где покаяние и слезы, там вслед за ними душа обретает мир и радость. Священники и миряне признавались, что испытывали в крестном ходе прилив сил и необыкновенный духовный подъем. Народ встречал крестный ход с удивлением, радостью, преображалась природа, вступала в новые отношения с преображенным человеком. Даже птицы включались в хор славословия Творцу и Богородице.

Давайте поближе познакомимся и спросим об этом событии людей, которые знают о крестном ходе Сухая Чемровка – Сверчково не понаслышке. Что для них крестный ход? Духовный подвиг? Духовное оружие? Прославление Бога? Какова цель участия и ожидаемый результат? Говорят, что паломники во время крестного хода не только молятся, а размышляют о своей жизни, о ее смысле. Каковы были эти размышления сегодня? О чем молились? Вот эти вопросы я и задавала участникам крестного хода. Давайте послушаем их ответы.

Благочинный Целинного района иерей Дионисий Вещагин:

"Крестный ход – это одна из форм общественного богослужения, когда мы вместе объединяемся в молитве к Богу. Это шествие с иконами, крестами, хоругвями, с целью прославления Бога, испрашивания у Него милости и благодатной помощи. Нас встречали по дороге разные люди. Проезжающие мимо нас на машинах, останавливались, или замедляли ход, крестились. Мне раньше приходилось участвовать и в других крестных ходах. Они все похожи, так как у них цель одна – прославление Бога, Богородицы, святых. Через это прославление душа обретает благодатное состояние. Крестные ходы освящают и землю где они проходят, и поля, и сёла, и реки. Это происходит от икон, фимиама, осенения крестом всех сторон света, окропления святой водой, молитвы".

Иерей Вадим Четвергов:

"Традиционный исторический маршрут крестного хода с 1867 по 1916 годы был неизменным: город Бийск – село Сверчково. Однако, в связи с нашими немощами, мы прошли по более короткому маршруту. Он начался молебном на площади у здания клуба села Сухая Чемровка в 9-00 часов утра. После молебна крестный ход направился пешком с пением молитв, с иконами и крестами в направлении села Сверчково. Крестный ход сделал остановку при въезде в село Сверчково, где раньше, на возвышенном месте, находилась часовня. Сегодня имеется намерение восстановить часовню на прежнем месте, поэтому там был отслужен молебен с соответствующей просьбой. Следующая остановка была совершена у здания сельской школы, участники крестного хода познакомились с теми местами, где в дореволюционные времена находились знания храма и церковно-приходской школы. Конечный пункт крестного хода – сельский храм Покрова Богородицы, где был совершен благодарственный молебен и состоялась общая праздничная трапеза".

Схимонах Иоанн, Барнаульская епархия:

"Участвовал во многих крестных ходах. Сколько их было, - уже не пересчитать. Но основное в крестных ходах – это единомыслие, единодушие. Здесь особенным образом просыпается в человеке любовь, незнакомые люди становятся братьями и сестрами, все кладут душу друг за друга. Я шел со всеми, пел со всеми Иисусову молитву и чувствовал каждого. Молитвенно идти со всеми ради Христа – это и есть самая лучшая проповедь. Будут крестные ходы – Россия выстоит. Во все времена люди почитали крестные ходы. Это участие в общей радости. После крестного хода чувствуешь усталость, но не простую, а благодатную".

Глава Администрации села Сухая Чемровка Николаев Виктор Александрович:

"В Сухой Чемровке проживает 670 человек. Когда-то была церковь и у нас в селе, но в советские годы здание храма сначала было отдано под клуб, потом под жилье. В настоящее время церкви у нас нет. Трудно подсчитать, сколько верующих у нас в селе, я даже о себе не могу сказать, что я человек на 100 % верующий (60% на 40% в пользу веры). Однако, чем старше становишься, тем больше понимаешь, что вера в Бога, а также все, что касается души человека – это дело серьезное. Планируем в будущем восстановить храм, хотя пока инициатива восстановления церкви больше исходит не от сельчан, а от священника Вадима Четвергова. Раньше не приходилось участвовать в крестных ходах, это наш первый опыт".

Александр Колиниченко, житель села Сверчково:

"В Сверчково удивительным образом сохранилась планировка села 1916 года, которая свидетельствует о богатой духовной жизни этого населенного пункта. В селе был не только храм, но и церковно-приходская школа. При въезде в Сверчково на высоком пригорке красовалась часовня, предположительно освященная в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Поэтому сегодня, в день памяти этих святых, во время шествия молился о восстановлении часовни. Еще молился о том, чтобы забил святой источник в нашем селе, который в годы советской власти (в 1930-х годах) был осквернен коммунистами. Раньше он находился за Поповым логом. Его осквернили так, что мы не можем его восстановить. Мы, видимо, так нагрешили, что пока не дал Господь действенной помощи на восстановление, хотя силы к этому были приложены немалые. Но в этот раз я шел в ожидании чуда. Господь милостив, и Он помилует нас. Хочется, чтобы село восстановилось, появилась работа для сельчан. Каждый участник крестного хода внес свою духовную лепту в общее дело. По вере нашей да будет нам".

Светлана Колесникова, учитель начальных классов села Целинное:

"11 лет ходила крестными ходами в Коробейниково, а в нашем районе это проводится впервые, поэтому очень хотелось попасть сюда. Мы сейчас живем в мире, где много суеты, а хотелось бы это время посвятить Богу, соборной молитве. У меня дочь заканчивает 11 класс и сдает экзамен сегодня. Поэтому молитвы были о ней. Считаю, что это лучшее провождение этого времени. Иду и верю, что Бог ей поможет. Мне понравилось, что паломники наши сегодня шли и читали Богородичное правило 150 раз, и на каждом десятке шла сугубая молитва за близких, живых и умерших. У меня четверо детей, за каждого сердце болит, поэтому молишься за них, чтобы Господь им открыл себя. Если они будут с Богом, то моя жизнь будет спокойна. Молюсь, чтобы каждый из них обрел эту веру. Думаю, что атеистов нет на земле. Человек только до поры, до времени может быть атеистом. Говорят, что во время войны атеистов не было. Господь рано или поздно все равно даст такие обстоятельства, что человек поймет, что Творец есть. Верующих в нашем селе много, а воцерковленных людей не столько, сколько хотелось бы. Церковь в нашем селе не так давно построена. Но с каждым годом народ прибывает в храм".

Жительница села Сверчково Татьяна:

"Первый раз участвовала в крестном шествии. Молилась о здоровье своей больной пятнадцатилетней дочери Жени. В Библии говорится о том, что по вере человека и больные выздоравливали, и слепые прозревали, и хромые ходили. Надо веровать, что и нам Господь дарует все необходимое для нашего спасения".

Вот и закончился трудный крестный путь. Что произошло и произойдет духовно после этого события, мы узнаем позже. Молились о России, о российском народе, об укреплении веры, о дожде, об урожае, о своем селе. Крестный ход состоялся, пронес свою молитву через 12 километров. Участники благодарны Богу и Богородице за это уже случившееся чудо – объединение в одну духовную семью. Слава Богу и Богородице за все!

Беседовала с участниками крестного хода Марина Зизене