Выступление Преосвященнейшего Серафима, епископа Тарусского, викария Калужской епархии на заседании круглого стола в Законодательном Собрании Калужской области на тему «История и уроки Октября»
Уважаемые организаторы и участники заседания круглого стола!
Благодарю за предоставленную возможность поделиться мыслями об уроках исторического события столетней давности. Событие, которое существенно повлияло, а точнее сказать, ускорило принятие положительного решения делегатами Поместного Собора о восстановлении патриаршества в России после двухсотлетнего перерыва.
Однако в начале своего выступления обозначу позицию Русской Православной Церкви по отношению к государству. Мы видим в государстве особый механизм, данный народу для его управления. Поэтому Православная Церковь обязательно должна взаимодействовать с государством, о чем прямо говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Цитирую: «Церковь как богочеловеческий организм имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие внешним миром, в том числе с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с Церковью» (с.16 «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, 2001. – 127 с.).
К чему стремится Православная Церковь, взаимодействуя с государством?
Прежде всего, это формирование идеала государства и образа государственного служащего. Такого служащего, который бы истинно осуществлял свой долг, жертвенно служил людям и своему Отечеству. А для этого нужно, чтобы деятельность государства соответствовала христианским нормам и заповедям.
На какую помощь от государства может рассчитывать Церковь? Чтобы государство участвовало должным образом в духовно-нравственном развитии всего народа и оказывало содействие Церкви в осуществлении социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ.
Очевидно, что отношения Православной Церкви и государства строятся исходя из конечных целей: у государства – это забота о земной жизни народа, а у Церкви – забота о небесной жизни, то есть о спасении душ для жизни вечной. Но путь ко спасению пролегает через всю земную жизнь. В понимании этих простых вещей – залог конструктивного и плодотворного взаимодействия сегодня. Такого взаимодействия, которое выстраивается на основе уроков столетнего периода, в котором Церковь претерпела гонения. Прошедшее столетие – яркий пример действия Божия в истории, возвращения Его промыслом людей ко Христу после богоотступничества.
Уважаемые участники заседания!
Обратимся к истории. Поместный Собор, на котором было восстановлено патриаршество в России после двухсотлетнего периода, когда Церковью управлял Синод и обер-прокурор начал свою работу 15 августа 1917 года, работа проходила в рамках трёх сессий, завершился Собор в сентябре 1918 года. Были разработаны и приняты многие основополагающие документы по организации работы нашей Церкви.
По архивным документам известно, что долго делегаты не могли прийти к единому мнению по вопросу восстановления патриаршества в Православной Российской Церкви, обсуждая этот вопрос с первого дня созыва Поместного Собора – с 15 августа 1917 года. И только октябрьские события в Петрограде консолидировали силы Поместного Собора. 28 октября, спустя три дня после прихода к власти большевиков, жребий, вытянутый старцем Алексием Зосимовским, указал нового Патриарха Московского и всея Руси – митрополита Московского и Коломенского Тихона. Впереди Предстоятеля Православной Российской Церкви Патриарха Тихона ожидала тяжелая многотрудная борьба за единство Церкви, за сохранение Православия в стране насаждаемого новой властью безбожия.
Познакомиться с земным путём патриарха Тихона мы имели возможность 18 сентября этого года через выставку фоторабот «Святитель патриарх Тихон. К 100-летию восстановления патриаршества в России». Патриарх Тихон мудростью и мужеством своим сумел провести вверенный ему ковчег веры православной через грозные и жестокие годы периода с 1917 года по 1925 год. На праздник Благовещения Пресвятой Богородицы сердце Патриарха не выдержало и остановилось.
Из истории известно, что Патриарх Тихон не принял новой власти, но и не благословил белое движение. Патриарх Тихон передал своё благословение семье императора Николая II в заточении и во всеуслышание обличил большевистскую власть в беззаконии после расстрела новомучеников. Патриарх Тихон не поддался искусу раскола и обновленчества, смиренно вынес поругание мирское и хулу внутри Церкви на многие свои деяния, благотворный смысл которых стал явным в дальнейшем.
Патриарх Тихон первым обратился к православным и народам всего мира с просьбой о помощи голодающим в России, и он же встал против бесчинного разорения церквей и разграбления и поругания всего, что было с Православием связано. Его заточали и отпускали, арестовывали вновь и хитростью пытались склонить к ложным решениям. Он служил в храмах, посещал приходы – столичные, в Москве и Петрограде, и дальние сельские – всякий день, когда был на свободе и в силах. К своим шестидесяти годам он приобрел облик глубокого старца, так отразилась на его челе непрестанная молитвенная борьба за сохранение Православной веры.
Следующий патриарх был избран только в 1943 году, в период тяжких испытаний, обрушившихся на нашу страну.
Для понимания значения факта восстановления патриаршества и решений Поместного Собора 1917-1918 годов напомню, что Временным правительством летом 1917 г. были сделаны шаги в сторону создания внеконфессионального государства: 20 июня 1917 г. вышло постановление о передаче церковно-приходских школ и учительских семинарий в ведение Министерства народного просвещения. Закон о свободе совести, опубликованный 14 июля 1917 года, провозглашал свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина по достижении 14-летнего возраста. Оба эти акта вызвали протесты со стороны Священного Синода.
5 августа 1917 года Временное правительство упразднило должность обер-прокурора и учредило Министерство исповеданий. В компетенцию нового министерства входили отношения Православной Церкви и других религиозных общин России с государственной властью, какое-либо вмешательство во внутрицерковные дела не предусматривалось.
Решительная ломка многовекового тесного союза Православной Церкви и государства, начатая Временным правительством, завершилась большевиками, когда 20 января 1918 г. был опубликован «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Православная Церковь была отделена от государства, но при этом не получила прав юридического лица и частного религиозного общества. Всё имущество существовавших в России церквей и религиозных обществ подвергалось национализации. Декрет запрещал религиозное воспитание и образование детей в школе. Русская Православная Церковь на Соборе 1917 – 1918 годов не признала законности «Декрета».
Свой взгляд на правомерные отношения Церкви и государства Поместный Собор выразил в «Определении о правовом положении Православной Российской Церкви».
Оглашу лишь два основных положения «Определения», принятого Собором: «1. Православная Российская Церковь... занимает в Российском государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское государство...
7. Глава Российского государства, министр исповеданий и министр народного просвещения и товарищи их должны быть православными».
Осуществить это Определение Поместного Собора в ту пору было невозможно.
Однако сегодня картина совершенно иная. Правовой статус Православной Церкви в современной России устанавливается в первую очередь рядом положений Основного закона – Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Прямое отношение к статусу церквей и религиозных общин имеет 14 статья Конституции: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Отсутствие государственной религии не составляет препятствия для того, чтобы в своей политике органы государственной власти учитывали реальный общественный вес разных религиозных объединений в России, их совсем не одинаковый вклад в духовное наследие российского народа. При этом принципу светскости государства противоречит не только установление государственной религии, но и какая бы то ни была правовая поддержка государством атеизма. Конституционное право не исповедовать религии и свободно распространять соответствующие взгляды не может считаться тождественным праву вести пропаганду воинствующего атеизма в стиле советской эпохи, ибо такая пропаганда запрещена 2-й частью 29-й статьи: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
Не перечисляя другие положения, регулирующую отношения Церкви и государства, остановлюсь лишь на следующем законе. Закон N 125 – ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях», хотя и принят ещё в прошлом XX веке, но действуют и сегодня на всей территории страны. В Законе статья 8 определяет статус религиозной организации, если она зарегистрирована в качестве юридического лица.
Но сегодня важно подчеркнуть вот какой факт: в преамбуле Закона находим очень важное положение, созвучное пункту первому Определения Поместного Собора 1917-1918 годов, где говорится о значении и роли православия. Цитирую современный закон: «… признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России… ». А если добавить наметившуюся тенденцию появления в руководстве страны и ряда регионов, в том числе и Калужской области, православных государственных мужей, то по милости Господа исполняется и пункт седьмой Определения Поместного Собора о том, чтобы «глава российского государства … и товарищи были бы православными».
Не вдаваясь во всю историю отношений Православной церкви и государства после октябрьских событий, прошу обратить внимание участников заседания на то, что установленный драконовский режим для Православной Церкви и иных религиозных общин в России и Советском Союзе больше не существует. Сегодня нам важно отметить совершенно иное положение дел. Об этом митрополит Климент прямо заявил: «в наше время власть сделала выводы из трагических уроков отечественной истории. Сегодня Церковь в России имеет все возможности свободного канонического развития, будучи избавлена от бремени апологетики своего учения от нападок со стороны официальной идеологии, мы имеем возможность выстраивать церковно-государственные отношения, избегая крайностей и ошибок прошлого» (Доклад на открытии XX Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии. 18 сентября 2017 г).
Одним из ярких проявлений конструктивного взаимодействия в Калужской области Русской Православной Церкви, государства и общественных организаций являются наши ежегодные Богородично-Рождественские образовательные чтения, которые с 2011 года организуются Оргкомитетом чтений (это церковная структура) совместно с государственно общественной структурой – Координационным советом по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области. И при поддержке и личном участии Губернатора Калужской области Анатолия Дмитриевича Артамонова. Аналогичный церковно-государственный форум проводится во многих субъектах Российской Федерации, в нескольких федеральных округах, а также ежегодно в Москве организуются Международные Рождественские образовательные чтения, а с 2012 года и Парламентские встречи в Федеральном Собрании. Более того, во всех школах России предоставлена возможность изучать основы православной культуры (наряду с основами культур других традиционных для России конфессий).
Одна из приоритетных задач наших Калужских чтений связана с расширением преподавания «Основ православной культуры» на всех уровнях образования. В этом направлении за прошедший год благодаря усилиям министерства образования и науки Калужской области при содействии Комиссии религиозного образования и катехизации Калужской митрополии завершено нормативное обеспечение деятельности нового методического ресурса – региональной сети муниципальных координаторов преподавания основ православной культуры. На состоявшемся 4 сентября 2017 года расширенном заседании Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи при Правительстве Калужской области утверждено положение, даны поручения главам администраций муниципальных районов и городских округов. Для потенциальных координаторов, то есть педагогов, которые понимают смысл и значение духовного и нравственного укрепления наших детей через преподавание стержневого культурологического предмета «Основы православной культуры» в столь непростое время глобальных вызовов, разработана и осуществляется программа повышения квалификации.
Надеюсь, что, создаваемый в настоящее время усилиями министерства образования и науки Калужской области и сотрудниками Калужского государственного института развития образования новый методический ресурс – региональное сетевое сообщество координаторов преподавания основ православной культуры, положительно повлияет на практику калужских школ, где постепенно расширяется преподавание столь актуального предмета, вокруг которого выстраивается школьная система духовно-нравственного воспитания. Ведь иначе и быть не может, потому то в Законе «Об образовании в Российской Федерации» содержатся ключевые положения о духовно-нравственном воспитании, а ФГОСы содержат духовно-нравственное направление. От нас с Вами зависит каким духовным и нравственным содержанием наполняют учителя это наиважнейшее направление.
Призываю Божие благословение на то, чтобы нынешнему поколению, как и нашим благочестивым предкам, через учебники, учебные пособия по основам православной культуры открылся путь к чтению Евангелия, Священного Писания и творений святых отцов. Тогда будет формироваться у подрастающего поколения тот идеал, который необходим для счастливого будущего и отдельного гражданина, и единого нашего народа, и великого нашего государства.
Благодарю за предоставленную возможность поделиться мыслями об уроках исторического события столетней давности. Событие, которое существенно повлияло, а точнее сказать, ускорило принятие положительного решения делегатами Поместного Собора о восстановлении патриаршества в России после двухсотлетнего перерыва.
Однако в начале своего выступления обозначу позицию Русской Православной Церкви по отношению к государству. Мы видим в государстве особый механизм, данный народу для его управления. Поэтому Православная Церковь обязательно должна взаимодействовать с государством, о чем прямо говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Цитирую: «Церковь как богочеловеческий организм имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие внешним миром, в том числе с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с Церковью» (с.16 «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, 2001. – 127 с.).
К чему стремится Православная Церковь, взаимодействуя с государством?
Прежде всего, это формирование идеала государства и образа государственного служащего. Такого служащего, который бы истинно осуществлял свой долг, жертвенно служил людям и своему Отечеству. А для этого нужно, чтобы деятельность государства соответствовала христианским нормам и заповедям.
На какую помощь от государства может рассчитывать Церковь? Чтобы государство участвовало должным образом в духовно-нравственном развитии всего народа и оказывало содействие Церкви в осуществлении социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ.
Очевидно, что отношения Православной Церкви и государства строятся исходя из конечных целей: у государства – это забота о земной жизни народа, а у Церкви – забота о небесной жизни, то есть о спасении душ для жизни вечной. Но путь ко спасению пролегает через всю земную жизнь. В понимании этих простых вещей – залог конструктивного и плодотворного взаимодействия сегодня. Такого взаимодействия, которое выстраивается на основе уроков столетнего периода, в котором Церковь претерпела гонения. Прошедшее столетие – яркий пример действия Божия в истории, возвращения Его промыслом людей ко Христу после богоотступничества.
Уважаемые участники заседания!
Обратимся к истории. Поместный Собор, на котором было восстановлено патриаршество в России после двухсотлетнего периода, когда Церковью управлял Синод и обер-прокурор начал свою работу 15 августа 1917 года, работа проходила в рамках трёх сессий, завершился Собор в сентябре 1918 года. Были разработаны и приняты многие основополагающие документы по организации работы нашей Церкви.
По архивным документам известно, что долго делегаты не могли прийти к единому мнению по вопросу восстановления патриаршества в Православной Российской Церкви, обсуждая этот вопрос с первого дня созыва Поместного Собора – с 15 августа 1917 года. И только октябрьские события в Петрограде консолидировали силы Поместного Собора. 28 октября, спустя три дня после прихода к власти большевиков, жребий, вытянутый старцем Алексием Зосимовским, указал нового Патриарха Московского и всея Руси – митрополита Московского и Коломенского Тихона. Впереди Предстоятеля Православной Российской Церкви Патриарха Тихона ожидала тяжелая многотрудная борьба за единство Церкви, за сохранение Православия в стране насаждаемого новой властью безбожия.
Познакомиться с земным путём патриарха Тихона мы имели возможность 18 сентября этого года через выставку фоторабот «Святитель патриарх Тихон. К 100-летию восстановления патриаршества в России». Патриарх Тихон мудростью и мужеством своим сумел провести вверенный ему ковчег веры православной через грозные и жестокие годы периода с 1917 года по 1925 год. На праздник Благовещения Пресвятой Богородицы сердце Патриарха не выдержало и остановилось.
Из истории известно, что Патриарх Тихон не принял новой власти, но и не благословил белое движение. Патриарх Тихон передал своё благословение семье императора Николая II в заточении и во всеуслышание обличил большевистскую власть в беззаконии после расстрела новомучеников. Патриарх Тихон не поддался искусу раскола и обновленчества, смиренно вынес поругание мирское и хулу внутри Церкви на многие свои деяния, благотворный смысл которых стал явным в дальнейшем.
Патриарх Тихон первым обратился к православным и народам всего мира с просьбой о помощи голодающим в России, и он же встал против бесчинного разорения церквей и разграбления и поругания всего, что было с Православием связано. Его заточали и отпускали, арестовывали вновь и хитростью пытались склонить к ложным решениям. Он служил в храмах, посещал приходы – столичные, в Москве и Петрограде, и дальние сельские – всякий день, когда был на свободе и в силах. К своим шестидесяти годам он приобрел облик глубокого старца, так отразилась на его челе непрестанная молитвенная борьба за сохранение Православной веры.
Следующий патриарх был избран только в 1943 году, в период тяжких испытаний, обрушившихся на нашу страну.
Для понимания значения факта восстановления патриаршества и решений Поместного Собора 1917-1918 годов напомню, что Временным правительством летом 1917 г. были сделаны шаги в сторону создания внеконфессионального государства: 20 июня 1917 г. вышло постановление о передаче церковно-приходских школ и учительских семинарий в ведение Министерства народного просвещения. Закон о свободе совести, опубликованный 14 июля 1917 года, провозглашал свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина по достижении 14-летнего возраста. Оба эти акта вызвали протесты со стороны Священного Синода.
5 августа 1917 года Временное правительство упразднило должность обер-прокурора и учредило Министерство исповеданий. В компетенцию нового министерства входили отношения Православной Церкви и других религиозных общин России с государственной властью, какое-либо вмешательство во внутрицерковные дела не предусматривалось.
Решительная ломка многовекового тесного союза Православной Церкви и государства, начатая Временным правительством, завершилась большевиками, когда 20 января 1918 г. был опубликован «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Православная Церковь была отделена от государства, но при этом не получила прав юридического лица и частного религиозного общества. Всё имущество существовавших в России церквей и религиозных обществ подвергалось национализации. Декрет запрещал религиозное воспитание и образование детей в школе. Русская Православная Церковь на Соборе 1917 – 1918 годов не признала законности «Декрета».
Свой взгляд на правомерные отношения Церкви и государства Поместный Собор выразил в «Определении о правовом положении Православной Российской Церкви».
Оглашу лишь два основных положения «Определения», принятого Собором: «1. Православная Российская Церковь... занимает в Российском государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское государство...
7. Глава Российского государства, министр исповеданий и министр народного просвещения и товарищи их должны быть православными».
Осуществить это Определение Поместного Собора в ту пору было невозможно.
Однако сегодня картина совершенно иная. Правовой статус Православной Церкви в современной России устанавливается в первую очередь рядом положений Основного закона – Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Прямое отношение к статусу церквей и религиозных общин имеет 14 статья Конституции: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Отсутствие государственной религии не составляет препятствия для того, чтобы в своей политике органы государственной власти учитывали реальный общественный вес разных религиозных объединений в России, их совсем не одинаковый вклад в духовное наследие российского народа. При этом принципу светскости государства противоречит не только установление государственной религии, но и какая бы то ни была правовая поддержка государством атеизма. Конституционное право не исповедовать религии и свободно распространять соответствующие взгляды не может считаться тождественным праву вести пропаганду воинствующего атеизма в стиле советской эпохи, ибо такая пропаганда запрещена 2-й частью 29-й статьи: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
Не перечисляя другие положения, регулирующую отношения Церкви и государства, остановлюсь лишь на следующем законе. Закон N 125 – ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях», хотя и принят ещё в прошлом XX веке, но действуют и сегодня на всей территории страны. В Законе статья 8 определяет статус религиозной организации, если она зарегистрирована в качестве юридического лица.
Но сегодня важно подчеркнуть вот какой факт: в преамбуле Закона находим очень важное положение, созвучное пункту первому Определения Поместного Собора 1917-1918 годов, где говорится о значении и роли православия. Цитирую современный закон: «… признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России… ». А если добавить наметившуюся тенденцию появления в руководстве страны и ряда регионов, в том числе и Калужской области, православных государственных мужей, то по милости Господа исполняется и пункт седьмой Определения Поместного Собора о том, чтобы «глава российского государства … и товарищи были бы православными».
Не вдаваясь во всю историю отношений Православной церкви и государства после октябрьских событий, прошу обратить внимание участников заседания на то, что установленный драконовский режим для Православной Церкви и иных религиозных общин в России и Советском Союзе больше не существует. Сегодня нам важно отметить совершенно иное положение дел. Об этом митрополит Климент прямо заявил: «в наше время власть сделала выводы из трагических уроков отечественной истории. Сегодня Церковь в России имеет все возможности свободного канонического развития, будучи избавлена от бремени апологетики своего учения от нападок со стороны официальной идеологии, мы имеем возможность выстраивать церковно-государственные отношения, избегая крайностей и ошибок прошлого» (Доклад на открытии XX Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии. 18 сентября 2017 г).
Одним из ярких проявлений конструктивного взаимодействия в Калужской области Русской Православной Церкви, государства и общественных организаций являются наши ежегодные Богородично-Рождественские образовательные чтения, которые с 2011 года организуются Оргкомитетом чтений (это церковная структура) совместно с государственно общественной структурой – Координационным советом по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области. И при поддержке и личном участии Губернатора Калужской области Анатолия Дмитриевича Артамонова. Аналогичный церковно-государственный форум проводится во многих субъектах Российской Федерации, в нескольких федеральных округах, а также ежегодно в Москве организуются Международные Рождественские образовательные чтения, а с 2012 года и Парламентские встречи в Федеральном Собрании. Более того, во всех школах России предоставлена возможность изучать основы православной культуры (наряду с основами культур других традиционных для России конфессий).
Одна из приоритетных задач наших Калужских чтений связана с расширением преподавания «Основ православной культуры» на всех уровнях образования. В этом направлении за прошедший год благодаря усилиям министерства образования и науки Калужской области при содействии Комиссии религиозного образования и катехизации Калужской митрополии завершено нормативное обеспечение деятельности нового методического ресурса – региональной сети муниципальных координаторов преподавания основ православной культуры. На состоявшемся 4 сентября 2017 года расширенном заседании Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи при Правительстве Калужской области утверждено положение, даны поручения главам администраций муниципальных районов и городских округов. Для потенциальных координаторов, то есть педагогов, которые понимают смысл и значение духовного и нравственного укрепления наших детей через преподавание стержневого культурологического предмета «Основы православной культуры» в столь непростое время глобальных вызовов, разработана и осуществляется программа повышения квалификации.
Надеюсь, что, создаваемый в настоящее время усилиями министерства образования и науки Калужской области и сотрудниками Калужского государственного института развития образования новый методический ресурс – региональное сетевое сообщество координаторов преподавания основ православной культуры, положительно повлияет на практику калужских школ, где постепенно расширяется преподавание столь актуального предмета, вокруг которого выстраивается школьная система духовно-нравственного воспитания. Ведь иначе и быть не может, потому то в Законе «Об образовании в Российской Федерации» содержатся ключевые положения о духовно-нравственном воспитании, а ФГОСы содержат духовно-нравственное направление. От нас с Вами зависит каким духовным и нравственным содержанием наполняют учителя это наиважнейшее направление.
Призываю Божие благословение на то, чтобы нынешнему поколению, как и нашим благочестивым предкам, через учебники, учебные пособия по основам православной культуры открылся путь к чтению Евангелия, Священного Писания и творений святых отцов. Тогда будет формироваться у подрастающего поколения тот идеал, который необходим для счастливого будущего и отдельного гражданина, и единого нашего народа, и великого нашего государства.