ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО К УЧАСТНИКАМ НАУЧНО-ПРОСВЯТИТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «БИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ» ЕПИСКОПА БИЙСКОГО И БОЛОКУРИХИНСКОГО СЕРАФИМА
Уважаемый Александр Петрович, Ваше Высокопреподобие и Преподобие, дорогие братья и сестры сердечно приветствую вас, всех, собравшиеся в этом зале, для кого дорог юбилей нашей епархии!
Когда-то наши благочестивые предки, преподобные, святители, подвижники, потрудившиеся на ниве миссионерства и просвещения, заложили на нашей земле виноградник христовой веры, который принес обильные плоды, преобразил жизнь вокруг. И не только духовную. Как писал председатель Томской казенной палаты М. А. Гиляров, побывавший в 1883 году по делам службы в Бийске, «…мне, как стороннему лицу, весьма заметно, что последнее время, город стал чрезвычайно быстро возрастать и развиваться во всех отношениях: религиозно-нравственном, интеллектуальном и торговом, и что подобное прогрессивное возрастание обязано основанию в Бийске епископской кафедры». Уездный город Бийск стал центром миссионерской, образовательной и просветительской жизни всего Алтая. В городе возвели монументальный архитектурный комплекс зданий, среди которых выделялись архиерейский дом, Казанская архиерейская церковь, тогда единственное в Сибири миссионерское катехизаторское училище, Казанское приходское училище и Сахаровская церковно-приходская школа. К 1915 году Бийское архиерейское подворье насчитывало около 30 строений, утопающих в пышной зелени садов и рощ с живописными верхними и нижними прудами на радость горожан и гостей города. С историей нашего города связаны имена широко известных алтайских святых – преподобного Макария (Глухарева), святителя Макария (Невского), священномучеников Никиты (Прибыткова), Германа (Коккеля), Петра Гаврилова, Александра Дагаева, Амвросия (Гутко).
Если задуматься о причинах их выдающихся результатов, то ответ будет простым – это их вера. Не какие-то особые благоприятные обстоятельства, не их высокое положение или деньги сделали наш город, как пишут историки, духовной столицей всего Алтая и центром образования и просвещения, а горящая живая вера, с которой наши святые служили Христу и несли слово Божие в народ. Они жили со Христом и для Христа. И поэтому у них все получалось.
Некоторые сегодня думают, что раньше жизнь была легче, проще, спокойнее, чем теперь, но это не так. Если внимательно почитать их жития, то мы увидим, что часто обстоятельства их жизни были совсем не радужными. Господь судил им жить во времена смут, духовных метаний и великих социальных потрясений, когда многие теряли не только веру, но и свой человеческий облик. А они, принимавшие все как из руки Божьей, оказавшись в тяжелых, порой ужасных обстоятельствах, еще ревностней и смелей несли светильник своей веры, показывая путь людям, укрепляя и утешая всех, кто к ним приходил.
Люди шли к ним потому-что видели в их жизни Христа, о котором они проповедовали. До нас дошли письменные свидетельства того времени, где их называли апостолами и камнями веры, светильниками Православия. И это был не какой-то высокий слог или фигура речи, как может подумать кто-то из скептически настроенных современных читателей, а правда. Участник одной из встреч со святителем Макарием Алтайским потом писал: «Время было тяжелое, всем нам хотелось укрепиться возле светильника Православия – владыки Макария, чтобы устоять в истине, если придется подвергнуться испытанию». Священномученик Сергий (Мечев), приезжавший с прихожанами к святителю Макарию за утешением, называл его не иначе как «живым русским святым».
Наши святые оставили нам великое наследство не только здесь на земле – великолепные величественные соборы и храмы, школы и гимназии, а сокровища вечные, собранные на Небе, где по слову Христа «ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф. 6:19–20). Они оставили нам пример своей пламенной живой веры. Они показали нам путь, которым сами прошли, и который привел их на Небо.
Если посмотреть на нашу сегодняшнюю жизнь и задаться вопросом, стала ли она такой, как они хотели – с Богом, благочестивой и праведной, то придется честно признать, что нам до этого еще далеко. Разве в современном обществе евангельские заповеди и христианская любовь стали нормой жизни? Скорее наоборот! В обществе потребления и эгоизма, в котором мы с вами живем, правят законы, где «человек человеку волк, и кто сильнее, тот и прав!», противоположные христианской любви и всепрощению. Для человека, который по этим волчьим законам пытается жить, вера стала неудобной и ненужной, она мешает ему грешить, взывает к совести, к правде Божьей. Но забыв о вере, стал ли современный человек жить лучше? Стоит оглянуться вокруг, ответ очевиден: нет! Как о нашем времени сказал преподобный Паисий Святогорец: «Сейчас такое время, что мы знаем много молитв, но не молимся. Едим постную пищу, но не постимся. Копим сведения о духовной жизни, а опыта ее не имеем. Исповедуем грехи, но не каемся. Ходим в храмы и стоим на службах, но не смиряемся перед Богом. Все это оттого, что сердце закрыто. А оно должно быть открыто для Христа».
Посмотрите, сколько на улицах унылых, печальных, озлобленных, потерянных людей! Люди ищут причины своих бед в неустроенности, нестабильности, отсутствии каких-то благ. Но все это лишь следствие того, что современное общество пытается построить свою жизнь без Бога, забыв, что только вера, положенная в основу жизни человека, может сделать его жизнь лучше. Верующий человек не станет обманывать других, наживаться на чужой беде, поступать несправедливо и подло. Он открыт к людям, которых принимает как посланных для его спасения от Бога, и никогда не пройдет мимо, когда нужна его помощь. Без веры мы теряем самую главную часть своей жизни, мы теряем самих себя. Как без веры в лечение исцеление
невозможно, так без веры в любовь нельзя найти любовь, и без веры в людей нельзя встретить доброго отношения со стороны других.
Как сказал Господь? Без меня творить не можете ничего! Все в руке Божией! Все у Бога! И щедроты, и милость, и все богатства! А от нас что нужно? Только быть верными Ему, послушными Богу! Святитель Макарий (Невский) с болью писал: «Добрый русский человек! Храни заветы старины и не забывай мудрого изречения, что той земле не устоять, где начнут уставы ломать, храни неизменную верность Отечеству, соблюдай уставы Церкви – Матери твоей; ибо кому Церковь не мать, тому и Бог не отец, говорит святоотеческая мудрость. Спасение нашей страны в Святой Церкви: она может дать мир чадам своим, если они будут слушать ее голоса; она защитит их молитвою своею, она оградит их уставами своими.
Возвратимся к Церкви, которую мы стали забывать и оставлять. Будем неуклонно собираться в храмы наши, и сановные и простые люди, землепашцы и землевладельцы, торговые люди и ремесленники – все будем неуклонно присутствовать при богослужениях, воскресных и праздничных. Будем соблюдать установленные Церковью посты, будем увещевать и обличать нарушителей уставов Церкви, как виновников гнева Божия, постигающего землю русскую. Будем воспитывать детей в страхе Божием, в благочестии, в почитании старших, в любви к Святой Церкви!»
И глядя на нашу современную жизнь, эти слова, написанные святителем почти сто лет назад, сегодня для нас стали еще более важны и актуальны.
Спасибо за внимание.
Когда-то наши благочестивые предки, преподобные, святители, подвижники, потрудившиеся на ниве миссионерства и просвещения, заложили на нашей земле виноградник христовой веры, который принес обильные плоды, преобразил жизнь вокруг. И не только духовную. Как писал председатель Томской казенной палаты М. А. Гиляров, побывавший в 1883 году по делам службы в Бийске, «…мне, как стороннему лицу, весьма заметно, что последнее время, город стал чрезвычайно быстро возрастать и развиваться во всех отношениях: религиозно-нравственном, интеллектуальном и торговом, и что подобное прогрессивное возрастание обязано основанию в Бийске епископской кафедры». Уездный город Бийск стал центром миссионерской, образовательной и просветительской жизни всего Алтая. В городе возвели монументальный архитектурный комплекс зданий, среди которых выделялись архиерейский дом, Казанская архиерейская церковь, тогда единственное в Сибири миссионерское катехизаторское училище, Казанское приходское училище и Сахаровская церковно-приходская школа. К 1915 году Бийское архиерейское подворье насчитывало около 30 строений, утопающих в пышной зелени садов и рощ с живописными верхними и нижними прудами на радость горожан и гостей города. С историей нашего города связаны имена широко известных алтайских святых – преподобного Макария (Глухарева), святителя Макария (Невского), священномучеников Никиты (Прибыткова), Германа (Коккеля), Петра Гаврилова, Александра Дагаева, Амвросия (Гутко).
Если задуматься о причинах их выдающихся результатов, то ответ будет простым – это их вера. Не какие-то особые благоприятные обстоятельства, не их высокое положение или деньги сделали наш город, как пишут историки, духовной столицей всего Алтая и центром образования и просвещения, а горящая живая вера, с которой наши святые служили Христу и несли слово Божие в народ. Они жили со Христом и для Христа. И поэтому у них все получалось.
Некоторые сегодня думают, что раньше жизнь была легче, проще, спокойнее, чем теперь, но это не так. Если внимательно почитать их жития, то мы увидим, что часто обстоятельства их жизни были совсем не радужными. Господь судил им жить во времена смут, духовных метаний и великих социальных потрясений, когда многие теряли не только веру, но и свой человеческий облик. А они, принимавшие все как из руки Божьей, оказавшись в тяжелых, порой ужасных обстоятельствах, еще ревностней и смелей несли светильник своей веры, показывая путь людям, укрепляя и утешая всех, кто к ним приходил.
Люди шли к ним потому-что видели в их жизни Христа, о котором они проповедовали. До нас дошли письменные свидетельства того времени, где их называли апостолами и камнями веры, светильниками Православия. И это был не какой-то высокий слог или фигура речи, как может подумать кто-то из скептически настроенных современных читателей, а правда. Участник одной из встреч со святителем Макарием Алтайским потом писал: «Время было тяжелое, всем нам хотелось укрепиться возле светильника Православия – владыки Макария, чтобы устоять в истине, если придется подвергнуться испытанию». Священномученик Сергий (Мечев), приезжавший с прихожанами к святителю Макарию за утешением, называл его не иначе как «живым русским святым».
Наши святые оставили нам великое наследство не только здесь на земле – великолепные величественные соборы и храмы, школы и гимназии, а сокровища вечные, собранные на Небе, где по слову Христа «ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф. 6:19–20). Они оставили нам пример своей пламенной живой веры. Они показали нам путь, которым сами прошли, и который привел их на Небо.
Если посмотреть на нашу сегодняшнюю жизнь и задаться вопросом, стала ли она такой, как они хотели – с Богом, благочестивой и праведной, то придется честно признать, что нам до этого еще далеко. Разве в современном обществе евангельские заповеди и христианская любовь стали нормой жизни? Скорее наоборот! В обществе потребления и эгоизма, в котором мы с вами живем, правят законы, где «человек человеку волк, и кто сильнее, тот и прав!», противоположные христианской любви и всепрощению. Для человека, который по этим волчьим законам пытается жить, вера стала неудобной и ненужной, она мешает ему грешить, взывает к совести, к правде Божьей. Но забыв о вере, стал ли современный человек жить лучше? Стоит оглянуться вокруг, ответ очевиден: нет! Как о нашем времени сказал преподобный Паисий Святогорец: «Сейчас такое время, что мы знаем много молитв, но не молимся. Едим постную пищу, но не постимся. Копим сведения о духовной жизни, а опыта ее не имеем. Исповедуем грехи, но не каемся. Ходим в храмы и стоим на службах, но не смиряемся перед Богом. Все это оттого, что сердце закрыто. А оно должно быть открыто для Христа».
Посмотрите, сколько на улицах унылых, печальных, озлобленных, потерянных людей! Люди ищут причины своих бед в неустроенности, нестабильности, отсутствии каких-то благ. Но все это лишь следствие того, что современное общество пытается построить свою жизнь без Бога, забыв, что только вера, положенная в основу жизни человека, может сделать его жизнь лучше. Верующий человек не станет обманывать других, наживаться на чужой беде, поступать несправедливо и подло. Он открыт к людям, которых принимает как посланных для его спасения от Бога, и никогда не пройдет мимо, когда нужна его помощь. Без веры мы теряем самую главную часть своей жизни, мы теряем самих себя. Как без веры в лечение исцеление
невозможно, так без веры в любовь нельзя найти любовь, и без веры в людей нельзя встретить доброго отношения со стороны других.
Как сказал Господь? Без меня творить не можете ничего! Все в руке Божией! Все у Бога! И щедроты, и милость, и все богатства! А от нас что нужно? Только быть верными Ему, послушными Богу! Святитель Макарий (Невский) с болью писал: «Добрый русский человек! Храни заветы старины и не забывай мудрого изречения, что той земле не устоять, где начнут уставы ломать, храни неизменную верность Отечеству, соблюдай уставы Церкви – Матери твоей; ибо кому Церковь не мать, тому и Бог не отец, говорит святоотеческая мудрость. Спасение нашей страны в Святой Церкви: она может дать мир чадам своим, если они будут слушать ее голоса; она защитит их молитвою своею, она оградит их уставами своими.
Возвратимся к Церкви, которую мы стали забывать и оставлять. Будем неуклонно собираться в храмы наши, и сановные и простые люди, землепашцы и землевладельцы, торговые люди и ремесленники – все будем неуклонно присутствовать при богослужениях, воскресных и праздничных. Будем соблюдать установленные Церковью посты, будем увещевать и обличать нарушителей уставов Церкви, как виновников гнева Божия, постигающего землю русскую. Будем воспитывать детей в страхе Божием, в благочестии, в почитании старших, в любви к Святой Церкви!»
И глядя на нашу современную жизнь, эти слова, написанные святителем почти сто лет назад, сегодня для нас стали еще более важны и актуальны.
Спасибо за внимание.