ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО Епископа Тарусского Серафима, викария Калужской епархии, председателя Комиссии по монастырям и монашествующим Калужской епархии
Дорогие участники конференции сердечно приветствую вас сегодня в стенах духовно-просветительского центра «София» при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре. За прошедший с открытия этого здания год произошли заметные изменения — оно стало еще более прекрасным, еще более наполненным. Позвольте еще раз пожелать, чтобы София — Премудрость Божия всегда озаряла наш ум, вела нас к истине, чтобы и этот духовно-просветительский центр стал домом для Софии — Премудрости Божией.
Мы сегодня собрались здесь на монашескую конференцию «Свобода и ответственность монахов» в рамках XXI Богородице-Рождественских чтений Калужской митрополии. Данная тема важна не только для монашествующих, но и для всех христиан — священства, мирян, поскольку мы все призваны следовать за Христом путем страданий через Голгофу к Воскресению, призваны к жизни по Евангелию, по заповедям Христовым.
«Вы на свободу званы, братия», — пишет в послании к Галатам апостол Павел, добавляя, «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу». Свобода — это призвание всех христиан. И поскольку, по слову преподобного Иоанна Лествичника, одного из древнейших учителей монашества, «свет монахов суть ангелы, а свет для всех человеков — монашеское житие» , то и в свободе монахи указывают пусть всем христианам.
Преподобный Макарий Египетский напоминает нам, что «человек, как скоро преступил заповедь Божию и лишился райского жития, непосредственно за сим стал связан бык бы двоякими узами, а именно: узами житейских дел, плотских удовольствий, богатства, славы, привязанностей… — ко всему видимому, … и еще узами невидимыми, потому что какими-то узами тьмы связывают душу духи злобы, почему невозможно ей ни возлюбить Бога, ни уверовать в Него, ни воспользоваться молитвой, как бы ей желалось» . От этих уз, как объясняют древние отцы и учителя монашества, в сокровенности сердца ведется борьба за обретение истинной свободы.
Искать этой свободы, которая «сотворит нас чадами Божиими» призывают и современные учителя монашества, например Афонский старец Иосиф Ватопедский, ученик старца Иосифа Исихаста, одну из бесед в «Ватопедских оглашениях» полностью посвящает теме свободы монаха. Он так прямо и говорит, что целью нашего монашеского делания является «практическое приобретение свободы от пленения и рабства страстям» . Обретая эту свободу, «мученики смогли претерпевать тяжелейшие страдания, преподобные – совершать сверхъестественные подвиги, и все святые – свидетельствовать о своей вере» …
Старец Иосиф Ватопедский подчеркивает, что послушание монаха, если оно совершается с благоговением и ответственностью, не есть рабство, оно не должно основываться на раболепстве, человекоугодии, или следовании необходимости, но должно быть подобно послушанию Господа Иисуса Христа Своему светоначальному Отцу, что делает послушников настоящими чадами Божиими .
Еще один наш современник, ученик старца Софрония (Сахарова), архимандрит Захария (Захару) напоминает нам, что «Господь предоставляет человеку полную свободу последовать призыву следовать за Собой. Как свидетельство, что человек принимает этот божественный призыв, он вступает в борьбу за хранение им заповедей» . Эта борьба ведется христианами каждый день, и мирянами, и монахами, но только монахи, освобождаясь от мирских попечений, получают и большую силу в этой борьбе.
В борьбе за хранение заповедей монах, да и любой христианин показывает свою готовность к жертвам. Все святые отцы, все учителя монашества с древности и до наших дней подчеркивают, что без жертв и прерпевания злостраданий невозможно обрести духовной свободы, невозможно возлюбить Бога всем сердцем и ближнего, как самого себя. «Только тогда заповеди перестают быть навязываемой извне необходимостью, — подчеркивает архимандрит Захария, — их исполнение диктуется внутренней потребностью духа человека, который осознает свою свободу как возлюбленного чада Отча» .
По учению преподобного Силуана Афонского и старца Софрония (Сахарова) «существует только одна истинная свобода – воскресение в Боге» . В той мере, в которой мы как монахи достигаем этой свободы в Боге, мы приводим к ней и наших ближних, и весь мир. В этом и заключается ответственность монаха перед миром, так как «становясь общником безначальной и бесконечной божественной жизни, достигающий ее приобщается к безграничной и нетварной свободе Бога, вводя в нее также всю тварь. Благодаря этому в человеке исполняется желание всей твари обрести истинную свободу» .
Сердечно поздравляю всех вас с праздником Воздвижения Креста Господня и желаю всем неоскудевающей помощи Божией и плодотворных успехов в предстоящей конференции.
Мы сегодня собрались здесь на монашескую конференцию «Свобода и ответственность монахов» в рамках XXI Богородице-Рождественских чтений Калужской митрополии. Данная тема важна не только для монашествующих, но и для всех христиан — священства, мирян, поскольку мы все призваны следовать за Христом путем страданий через Голгофу к Воскресению, призваны к жизни по Евангелию, по заповедям Христовым.
«Вы на свободу званы, братия», — пишет в послании к Галатам апостол Павел, добавляя, «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу». Свобода — это призвание всех христиан. И поскольку, по слову преподобного Иоанна Лествичника, одного из древнейших учителей монашества, «свет монахов суть ангелы, а свет для всех человеков — монашеское житие» , то и в свободе монахи указывают пусть всем христианам.
Преподобный Макарий Египетский напоминает нам, что «человек, как скоро преступил заповедь Божию и лишился райского жития, непосредственно за сим стал связан бык бы двоякими узами, а именно: узами житейских дел, плотских удовольствий, богатства, славы, привязанностей… — ко всему видимому, … и еще узами невидимыми, потому что какими-то узами тьмы связывают душу духи злобы, почему невозможно ей ни возлюбить Бога, ни уверовать в Него, ни воспользоваться молитвой, как бы ей желалось» . От этих уз, как объясняют древние отцы и учителя монашества, в сокровенности сердца ведется борьба за обретение истинной свободы.
Искать этой свободы, которая «сотворит нас чадами Божиими» призывают и современные учителя монашества, например Афонский старец Иосиф Ватопедский, ученик старца Иосифа Исихаста, одну из бесед в «Ватопедских оглашениях» полностью посвящает теме свободы монаха. Он так прямо и говорит, что целью нашего монашеского делания является «практическое приобретение свободы от пленения и рабства страстям» . Обретая эту свободу, «мученики смогли претерпевать тяжелейшие страдания, преподобные – совершать сверхъестественные подвиги, и все святые – свидетельствовать о своей вере» …
Старец Иосиф Ватопедский подчеркивает, что послушание монаха, если оно совершается с благоговением и ответственностью, не есть рабство, оно не должно основываться на раболепстве, человекоугодии, или следовании необходимости, но должно быть подобно послушанию Господа Иисуса Христа Своему светоначальному Отцу, что делает послушников настоящими чадами Божиими .
Еще один наш современник, ученик старца Софрония (Сахарова), архимандрит Захария (Захару) напоминает нам, что «Господь предоставляет человеку полную свободу последовать призыву следовать за Собой. Как свидетельство, что человек принимает этот божественный призыв, он вступает в борьбу за хранение им заповедей» . Эта борьба ведется христианами каждый день, и мирянами, и монахами, но только монахи, освобождаясь от мирских попечений, получают и большую силу в этой борьбе.
В борьбе за хранение заповедей монах, да и любой христианин показывает свою готовность к жертвам. Все святые отцы, все учителя монашества с древности и до наших дней подчеркивают, что без жертв и прерпевания злостраданий невозможно обрести духовной свободы, невозможно возлюбить Бога всем сердцем и ближнего, как самого себя. «Только тогда заповеди перестают быть навязываемой извне необходимостью, — подчеркивает архимандрит Захария, — их исполнение диктуется внутренней потребностью духа человека, который осознает свою свободу как возлюбленного чада Отча» .
По учению преподобного Силуана Афонского и старца Софрония (Сахарова) «существует только одна истинная свобода – воскресение в Боге» . В той мере, в которой мы как монахи достигаем этой свободы в Боге, мы приводим к ней и наших ближних, и весь мир. В этом и заключается ответственность монаха перед миром, так как «становясь общником безначальной и бесконечной божественной жизни, достигающий ее приобщается к безграничной и нетварной свободе Бога, вводя в нее также всю тварь. Благодаря этому в человеке исполняется желание всей твари обрести истинную свободу» .
Сердечно поздравляю всех вас с праздником Воздвижения Креста Господня и желаю всем неоскудевающей помощи Божией и плодотворных успехов в предстоящей конференции.