Двадцать пять лет назад в Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь вернулись монахи
История Свято-Пафнутьева монастыря тесно переплетается с историей нашего государства и развитием русской культуры. Год основания обители - 1444.
Дед основателя обители преподобного Пафнутия был ордынским баскаком в Боровске, где, приняв Православие, остался навсегда. В Боровске же сам прп. Пафнутий с 20-летнего возраста подвизался в Высоко-Покровском монастыре, духовно укрепляясь под руководством опытного монаха Никиты, ученика прп. Сергия Радонежского, и провел там около 30 лет, из них 13 - игуменом. Впав в тяжкую болезнь, Преподобный принял схиму. По выздоровлении он, отказавшись от настоятельства, ушел с одним из братии вниз по течению Протвы и 23 апреля 1444 г. поселился в лесу между реками Протвою и Истерьмою.
Сооружение деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы положило основание новой обители, которая уже при жизни создателя была почитаема по всей Московии, любима московскими государями, царицами и царевнами. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье.
Тридцать три года прп. Пафнутий Боровский обустраивал этот монастырь и, преставившись 1 мая 1477 года, оставил 95 человек братии, каменный соборный храм, расписанный известным Дионисием (ученик Андрея Рублева), которого Преподобный исцелил от препятствовавшей болезни заниматься иконописанием, и, главное, завещал духовные начала, ставшие одной из опор державного домостроительства.
В XVI веке боровский монастырь превращается в сильную пограничную крепость, которая сохранилась до сих пор. В возведении стен и башен участвовал знаменитый градоделец Федор Савельевич Конь.
Боровский монастырь не раз оказывался на пути иноземных захватчиков, здесь проходили польско-литовские военные во главе со Лжедитрием II, наполеоновкие войска, которые разрушили и разграбили обитель. Также коснулись его события связанные с церковным расколом, которые мучительно переживала православная церковь, изгнание монахов в 1919 году. Великая Отечественная война также оставила след в истории монастыря, его вновь разграбили и разрушили. Затем была эпоха советского периода, после которой монастырь был практически превращен в руины. Долгое время на территории монастыря размещался историко-художественный музей, школа трактористов и механизаторов, которая в 1954 году была преобразована в заочный сельскохозяйственный техникум. В трапезной устраивались дискотеки, на территории монастыря работала общественная баня.
В 60-е годы начались первые восстановительные работы, восстанавливались стены, реставрировать храмы и здания. В результате внешний облик Свято-Пафнутьева Боровского монастыря сохранился до наших дней. В 1990 году в нем снова начала возрождаться монашеская жизнь. В декабре исполком Калужской области удовлетворил ходатайство архиепископа Калужского и Боровского Климента о возвращении Рождества Богородцы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря Калужской епархии Русской Православной Церкви. В 1991 году началась новейшая история Пафнутьевой обители с возвращения в монастырь иноков и возобновления регулярных богослужений.
25 лет спустя
Прошло 25 лет. За это время монастырь преобразился. Отремонтированы храмы и кельи, восстановлены фрески собора, уплотнена рыхлая почва вокруг колокольни, приведены в порядок крыши корпусов и купола.
В настоящее время полностью восстановлено пять храмов: собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в притворе которого устроен и освящен в марте 1997 года придел преподобного Пафнутия Боровского; храм великомученицы Ирины; храм Рождества Христова при Трапезной палате; больничный храм Пророка Илии; храм святителя Митрофана, Патриарха Цареградского. Монастырь имеет два подворья: храм Покрова Божией Матери на Высоком (г. Боровск) и храм Преображения Господня (г. Калуга). Храм Рождества Иоанна Предтечи в селе Ивановское также приписан к монастырю и восстанавливается трудами насельников обители с 2009 года.
В Боровской обители ежедневно проходят богослужения. Благодаря практике ежедневно совершаемых служб, все желающие могут в любое удобное для себя время принять участие в богослужении.
Свои впечатления о первых годах возрождения монашеской жизни в обители, а также о преображении её за 25 лет, по просьбе корреспондента газеты рассказывает епископ Серафим (Савостьянов), исполнявший с 1999 по 2015 год обязанности наместника древнего монастыря.
В самом начале, заходя на территорию монастыря, - вспоминает Владыка, - первое, что бросалось в глаза, это бесконечная стройка. С каждым днем и годом монастырь восстанавливался, и теперь взору всякого открывается благолепие древней обители.
В 1999 году был назначен настоятелем Свято-Пафнутьев Боровского монастыря. Меня поселили в архиерейском корпусе. В то время это единственное помещение, которое было пригодно для проживания. Правда, отопления там не было. Середина октября, уже холодно. Температуры в помещении плюс 4-6 градусов. Для того чтобы как-то согреться, установили электрический обогреватель. Ложусь спать, гляжу, в углу скопилось множество мух. Они полу спящие, ползают друг по другу, падают. Укрылся одеялом, прошу у Господа сил…
Не буду скрывать, что поначалу было очень трудно. Были минуты разочарования, даже отчаяния. По милости Господа все управилось благодаря ежедневным молитвам, и не только моим, а всей братии монастыря.
Это были двухтысячные годы, когда практически у всех была одна проблема – нехватка денег. В монастыре также, не хватало самого необходимого. Даже не было денег, чтобы оплатить электричество. Думал, где же взять нужную сумму, чтобы погасить долг, ведь монастырь может остаться без света. Стою на службе, а в голове одна мысль: «Господи, помоги найти выход из ситуации». Выхожу из храма, ко мне подходит женщина, протягивает конверт со словами, что это пожертвование на храм. Открыв, увидел сумму, необходимую для оплаты за электричество. И дальше по милости Господа постепенно стали появляться добрые люди, которые помогали восстанавливать собор, ведь вложения требовались серьезные. Для восстановления одних только фресок необходимо было 85 млн. рублей. С Божьей помощью нашлись такие благодетели.
За эти 25 лет произошло не только внешнее преображение монастыря, но и внутреннее. Главное украшение монастыря – это братия, монахи. С начала возрождения монашеской жизни в обители проживали пять послушников, игумен монастыря, иеромонах. Сейчас десять священнослужителей, три диакона, двадцать семь послушников и духовник обители схиархимандрит Власий. Увеличение братии является показателем того, что духовная жизнь обители укрепляется.
С 2000 года по моей инициативе была открыта детская воскресная школа, которая играет большую роль в возрождении в обществе духовных и нравственных ценностей Православия. В настоящее время в школе обучаются дети от 6 до 17 лет. Они изучают Закон Божий, основы православной культуры. По желанию изучают церковнославянский язык, занимаются церковным и духовным пением, изобразительным и театральным искусством, декоративно-прикладным творчеством. Большой популярностью пользуется театральная студия «Ковчег», которая участвует во всероссийских, областных, региональных и районных фестивалях.
На протяжении несколько лет во время летних каникул для школьников в предместьях Свято-Пафнутьева монастыря организовывается палаточный спортивно-патриотический лагерь «Стратилатъ». В течении десяти дней ребята учатся выживать в лесной местности, собирать необходимые для жизнеобеспечения травы, знакомятся с основными понятиями церковной и библейской истории. Также хорошо организована и культурная программа: дети принимают участие в различных викторинах, этнографических сценках и других интересных мероприятиях.
Монастырь плотно сотрудничает с различными общественными организациями, районной администрацией. Несколько раз в год монахи совместно с общественниками, занимаются расфасовкой «Народных обедов». Активное участие в фасовке продуктов для малообеспеченных граждан, занимается молодежная дружина. Пять лет назад при монастыре была создана православная молодежная дружина. Идея ее создания возникла в процессе подготовки XII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений. Впервые на этих Чтениях была проведена молодежная секция, где идею создания поддержала приходская молодежь, школьники, студенты, все те, кто задумывается о служении и деятельном участии в судьбе ближнего и своего Отечества. На данный момент дружина насчитывает более ста человек.
Одной из основных функций церкви – миссионерство. На территории обители имеется свое издательство, которое с 1998 года выпускает две газеты: «Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря» и «Боровский просветитель», а также детский журнал «Кораблик». Организован свой сайт в Интернете, где любой желающий может узнать расписание богослужений, ознакомиться с историей обители, задать вопрос священнику.
Боровская обитель стремится соответствовать своему небесному призванию.
Совсем недавно на территории монастыря открылся музей, который расположился в здании колокольни. В небольшом помещении представлены старинные иконы, книги, обломки надгробных плит. Посетители могут увидеть имитацию кельи, в которых раньше жили монахи.
За двадцать пять лет Свято-Пафнутьев Боровский монастырь преобразился, и мы верим, что благодатное умиротворение, которое ощущают все приезжающие в это намоленное место, пребудет в обители до скончания века.
Дед основателя обители преподобного Пафнутия был ордынским баскаком в Боровске, где, приняв Православие, остался навсегда. В Боровске же сам прп. Пафнутий с 20-летнего возраста подвизался в Высоко-Покровском монастыре, духовно укрепляясь под руководством опытного монаха Никиты, ученика прп. Сергия Радонежского, и провел там около 30 лет, из них 13 - игуменом. Впав в тяжкую болезнь, Преподобный принял схиму. По выздоровлении он, отказавшись от настоятельства, ушел с одним из братии вниз по течению Протвы и 23 апреля 1444 г. поселился в лесу между реками Протвою и Истерьмою.
Сооружение деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы положило основание новой обители, которая уже при жизни создателя была почитаема по всей Московии, любима московскими государями, царицами и царевнами. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье.
Тридцать три года прп. Пафнутий Боровский обустраивал этот монастырь и, преставившись 1 мая 1477 года, оставил 95 человек братии, каменный соборный храм, расписанный известным Дионисием (ученик Андрея Рублева), которого Преподобный исцелил от препятствовавшей болезни заниматься иконописанием, и, главное, завещал духовные начала, ставшие одной из опор державного домостроительства.
В XVI веке боровский монастырь превращается в сильную пограничную крепость, которая сохранилась до сих пор. В возведении стен и башен участвовал знаменитый градоделец Федор Савельевич Конь.
Боровский монастырь не раз оказывался на пути иноземных захватчиков, здесь проходили польско-литовские военные во главе со Лжедитрием II, наполеоновкие войска, которые разрушили и разграбили обитель. Также коснулись его события связанные с церковным расколом, которые мучительно переживала православная церковь, изгнание монахов в 1919 году. Великая Отечественная война также оставила след в истории монастыря, его вновь разграбили и разрушили. Затем была эпоха советского периода, после которой монастырь был практически превращен в руины. Долгое время на территории монастыря размещался историко-художественный музей, школа трактористов и механизаторов, которая в 1954 году была преобразована в заочный сельскохозяйственный техникум. В трапезной устраивались дискотеки, на территории монастыря работала общественная баня.
В 60-е годы начались первые восстановительные работы, восстанавливались стены, реставрировать храмы и здания. В результате внешний облик Свято-Пафнутьева Боровского монастыря сохранился до наших дней. В 1990 году в нем снова начала возрождаться монашеская жизнь. В декабре исполком Калужской области удовлетворил ходатайство архиепископа Калужского и Боровского Климента о возвращении Рождества Богородцы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря Калужской епархии Русской Православной Церкви. В 1991 году началась новейшая история Пафнутьевой обители с возвращения в монастырь иноков и возобновления регулярных богослужений.
25 лет спустя
Прошло 25 лет. За это время монастырь преобразился. Отремонтированы храмы и кельи, восстановлены фрески собора, уплотнена рыхлая почва вокруг колокольни, приведены в порядок крыши корпусов и купола.
В настоящее время полностью восстановлено пять храмов: собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в притворе которого устроен и освящен в марте 1997 года придел преподобного Пафнутия Боровского; храм великомученицы Ирины; храм Рождества Христова при Трапезной палате; больничный храм Пророка Илии; храм святителя Митрофана, Патриарха Цареградского. Монастырь имеет два подворья: храм Покрова Божией Матери на Высоком (г. Боровск) и храм Преображения Господня (г. Калуга). Храм Рождества Иоанна Предтечи в селе Ивановское также приписан к монастырю и восстанавливается трудами насельников обители с 2009 года.
В Боровской обители ежедневно проходят богослужения. Благодаря практике ежедневно совершаемых служб, все желающие могут в любое удобное для себя время принять участие в богослужении.
Свои впечатления о первых годах возрождения монашеской жизни в обители, а также о преображении её за 25 лет, по просьбе корреспондента газеты рассказывает епископ Серафим (Савостьянов), исполнявший с 1999 по 2015 год обязанности наместника древнего монастыря.
В самом начале, заходя на территорию монастыря, - вспоминает Владыка, - первое, что бросалось в глаза, это бесконечная стройка. С каждым днем и годом монастырь восстанавливался, и теперь взору всякого открывается благолепие древней обители.
В 1999 году был назначен настоятелем Свято-Пафнутьев Боровского монастыря. Меня поселили в архиерейском корпусе. В то время это единственное помещение, которое было пригодно для проживания. Правда, отопления там не было. Середина октября, уже холодно. Температуры в помещении плюс 4-6 градусов. Для того чтобы как-то согреться, установили электрический обогреватель. Ложусь спать, гляжу, в углу скопилось множество мух. Они полу спящие, ползают друг по другу, падают. Укрылся одеялом, прошу у Господа сил…
Не буду скрывать, что поначалу было очень трудно. Были минуты разочарования, даже отчаяния. По милости Господа все управилось благодаря ежедневным молитвам, и не только моим, а всей братии монастыря.
Это были двухтысячные годы, когда практически у всех была одна проблема – нехватка денег. В монастыре также, не хватало самого необходимого. Даже не было денег, чтобы оплатить электричество. Думал, где же взять нужную сумму, чтобы погасить долг, ведь монастырь может остаться без света. Стою на службе, а в голове одна мысль: «Господи, помоги найти выход из ситуации». Выхожу из храма, ко мне подходит женщина, протягивает конверт со словами, что это пожертвование на храм. Открыв, увидел сумму, необходимую для оплаты за электричество. И дальше по милости Господа постепенно стали появляться добрые люди, которые помогали восстанавливать собор, ведь вложения требовались серьезные. Для восстановления одних только фресок необходимо было 85 млн. рублей. С Божьей помощью нашлись такие благодетели.
За эти 25 лет произошло не только внешнее преображение монастыря, но и внутреннее. Главное украшение монастыря – это братия, монахи. С начала возрождения монашеской жизни в обители проживали пять послушников, игумен монастыря, иеромонах. Сейчас десять священнослужителей, три диакона, двадцать семь послушников и духовник обители схиархимандрит Власий. Увеличение братии является показателем того, что духовная жизнь обители укрепляется.
С 2000 года по моей инициативе была открыта детская воскресная школа, которая играет большую роль в возрождении в обществе духовных и нравственных ценностей Православия. В настоящее время в школе обучаются дети от 6 до 17 лет. Они изучают Закон Божий, основы православной культуры. По желанию изучают церковнославянский язык, занимаются церковным и духовным пением, изобразительным и театральным искусством, декоративно-прикладным творчеством. Большой популярностью пользуется театральная студия «Ковчег», которая участвует во всероссийских, областных, региональных и районных фестивалях.
На протяжении несколько лет во время летних каникул для школьников в предместьях Свято-Пафнутьева монастыря организовывается палаточный спортивно-патриотический лагерь «Стратилатъ». В течении десяти дней ребята учатся выживать в лесной местности, собирать необходимые для жизнеобеспечения травы, знакомятся с основными понятиями церковной и библейской истории. Также хорошо организована и культурная программа: дети принимают участие в различных викторинах, этнографических сценках и других интересных мероприятиях.
Монастырь плотно сотрудничает с различными общественными организациями, районной администрацией. Несколько раз в год монахи совместно с общественниками, занимаются расфасовкой «Народных обедов». Активное участие в фасовке продуктов для малообеспеченных граждан, занимается молодежная дружина. Пять лет назад при монастыре была создана православная молодежная дружина. Идея ее создания возникла в процессе подготовки XII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений. Впервые на этих Чтениях была проведена молодежная секция, где идею создания поддержала приходская молодежь, школьники, студенты, все те, кто задумывается о служении и деятельном участии в судьбе ближнего и своего Отечества. На данный момент дружина насчитывает более ста человек.
Одной из основных функций церкви – миссионерство. На территории обители имеется свое издательство, которое с 1998 года выпускает две газеты: «Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря» и «Боровский просветитель», а также детский журнал «Кораблик». Организован свой сайт в Интернете, где любой желающий может узнать расписание богослужений, ознакомиться с историей обители, задать вопрос священнику.
Боровская обитель стремится соответствовать своему небесному призванию.
Совсем недавно на территории монастыря открылся музей, который расположился в здании колокольни. В небольшом помещении представлены старинные иконы, книги, обломки надгробных плит. Посетители могут увидеть имитацию кельи, в которых раньше жили монахи.
За двадцать пять лет Свято-Пафнутьев Боровский монастырь преобразился, и мы верим, что благодатное умиротворение, которое ощущают все приезжающие в это намоленное место, пребудет в обители до скончания века.