Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ЕПИСКОПА БИЙСКОГО И БЕЛОКУРИХИНСКОГО СЕРАФИМА освященному клиру, боголюбивой пастве – всем верным чадам Бийской епархии Русской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри,

боголюбивые миряне!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Бог есть любовь… (1 Ин. 4, 16)

…Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться (Деян. 17, 30)

 

Если мы задумаемся о том, что мешает нам жить праведно, как жили наши благочестивые предки, то найдем множество причин, не заметив самых очевидных, о которых преподобный Паисий Святогорец как-то сказал: «Комфорт – вот что приносит людям болезни и страдания. Множество удобств, становясь чрезмерными, делают человека ни на что не годным, он превращается в бездельника». Не враги или суровые обстоятельства, а то, к чему мы привыкли и без чего не предоставляем нашу жизнь. В комфорте нет ничего плохого, когда человек знает меру. Но меры мы не знаем, и комфортная безбедная жизнь стала идолом нашего времени, смыслом человеческого существования.

Когда человек с такими взглядами приходит в Церковь, он ищет там не Бога, не спасения своей души, а пытается с помощью Божьей удобнее устроить свою жизнь здесь, на земле. Бог для него не цель, а средство сделать свою жизнь более комфортной. Необходимость потрудиться ради спасения собственной души вызывает немедленный протест. «Не хочу стоять на службе ‒ хочу сидеть!» Ему указывают на скамьи с бабушками, но он не унимается: «Не хочу слушать службы на непонятном церковнославянском языке ‒ хочу на понятном!» Дают молитвослов на русском, а ему снова не так: «Почему службы такие длинные?! Хочу, чтобы были короче, как у католиков!..»

Но рай не там, где удобно и сыто, а там ‒ где Христос. Эта истина дороже всех сокровищ мира. Породнившийся с людьми Господь – Богочеловек Иисус Христос ‒ дал человечеству гораздо больше всех преходящих земных богатств и комфорта: победу над грехами и самой смертью! Согласно апостолу Павлу благовестие состоит в том, что «…Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию…» (1 Кор. 15, 3–4).

Каждый год Святая Пасха Христова свидетельствует об этом миру. Как говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Воскресение Христово даровало нам подлинную свободу и наполнило бытие человека смыслом и надеждой. Самое же главное ‒ оно открыло путь в Жизнь Вечную всякому верующему во Христа и пребывающему в Церкви».

Славя Христову Пасху, святитель Николай Сербский пишет: «Победа Христова есть единственная победа, коей могут радоваться все человеческие существа от первозданного и до последнего. Всякая другая победа на земле разделяла и разделяет людей… Только Христова победа – как солнце, изливающее светлые лучи на всех тех, кто стоит под ним. Только Христова победа исполняет все сердца человеческие полнотой радости. Только она – победа, в коей нет злорадства и злобы… Только воскресший Господь обеими руками протягивает Свою победу каждому из нас и не гневается, но радуется, когда Его победа делает нас победителями, то есть более великими, живыми и богатыми, чем мы являемся…

Воскресением Своим Христос победил… грех и смерть, …сокрушил мрачное царство сатаны, освободил порабощенный род человеческий и снял печать с величайших тайн Бога и человека».

Как нам стать причастниками этой великой Христовой победы и наследниками Царствия Божия?

Преподобный Марк Подвижник учит: «Господь наш Иисус Христос, Божия Сила и Божия Премудрость, богоприлично, как Он Сам ведает, промышляя о спасении всех и посредством различных повелений, установив закон свободы, указал одно всем приличное намерение, говоря: “покайтесь” (Мф. 4, 17). Из этого самого можно познать нам, что всё разнообразие заповедей стекается к одному пределу покаяния, что и Господь, прежде всего, заповедал апостолам, сказав “проповедуйте им (то есть людям): покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 4, 17), – вовсе не разумея под этим временное приближение Его Царствия, как бы имеющее вскоре наступить для мира… Сказал же, разумея под этим то, что слово Его имеет силу царства и покаяния».

Покаяние уже есть предвкушение Воскресения в Жизнь вечную, начало Царства Небесного здесь, в нашей земной жизни. Через покаяние мы открываем для себя великую жертвенную Христову любовь. Открываем, что Господь возлюбил нас прежде, чем мы возлюбили Его. Он умалил Себя единственно из любви к нам. Только по любви принял страдания и смерть на Кресте, а затем воскрес…

Человек грешен, но Бог и Его жертвенная святая Любовь гораздо больше, чем грех! Преподобный Антоний Великий говорил: «Ставь свой грех перед собой и смотри на Бога по ту сторону грехов. Через грехи смотри на Бога!» Как мы смотрим на солнце через мимолетные облака, так и кающиеся христиане скорбят о своих грехах и глазами любви смотрят на Солнце Правды – Господа нашего Иисуса Христа. Через покаяние мы возрождаемся и становимся причастниками Небесного Божественного света, который открывается покаянной душе миром, любовью и покоем.

Святитель Феофан Затворник пишет, что когда человек пробуждается к покаянию, то сразу чувствует, что любит ближнего. Уже не гордится, не считает себя большим, всем желает спасения. Это знак подлинной христианской жизни.

Будем же встречать Воскресшего Христа в благоговении и чистоте покаянного сердца, чтобы приняв Его святую Любовь – свет Жизни Вечной, мы не затушили его, а благоговейно восприняли и понесли дальним и ближним, всем людям, чтобы по слову апостола, «и свет во тьме» светил, «и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5)!

 

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!


Епископ Бийский и Белокурихинский

Пасха Христова

2023 год

                                                                                         град Бийск