Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

Накануне праздника Святой Троицы епископ Серафим совершил всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе

Вечером 3 июня, в канун праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) епископ Бийский и Белокурихинский Серафим совершил всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе города Бийска.

Преосвященному владыке сослужили: протоиерей Владимир Ащеулов, иерей Иоанн Шкуропацкий, иерей Сергий Казанцев, диакон Вадим Шпак, диакон Никита Гологузов.

Святая Троица:

«Апостолы, после Вознесения Господня, сплотились в одну общину в той горнице, которая служила местом Тайной Вечери. Около них собирались все верующие, вместе с Пресвятой Девой Марией, и все они, сознавая себя особым обществом, единодушно пребывали в молитве. Это было малое стадо, которое сознавало свое ничтожество пред могуществом мира, но сила его была в верности Мессии-Христу, в молитве и надежде на тот великий дар, который они ожидали получить по обетованию своего Учителя.
Но вот настал день Пятидесятницы. Вся площадь Иерусалимского храма как бы стонала от говора разноязычных масс народа, из разных стран пришедшего во св. Град для участия в установленных Законом жертвоприношениях «агнца без порока» и «козла в жертву за грех».

Апостолы, вместе со всеми верующими, возносили в это время молитвы о просвещении всего этого темного народа, пребывавшего во тьме неведения о Божественном Агнце, уже взявшем на Себя бремя мирового греха, Спасителя мира. И когда они молились, внезапно «сделался необыкновенный шум с неба, как бы от несущегося бурного ветра», до основ потрясая дом, в котором они находились. Не успели Апостолы оправиться от неожиданности этого явления, как последовало новое явление: как бы пламя огненное осветило дом и его разделяющие языки почили на каждом из них. Что это такое? Апостолы знали, что подобные явления происходили на горе Синае в день законодательства. И поняли, что это вознесшийся Учитель дает им новый Закон. Они почувствовали себя как бы вновь рожденными, горячая вера запылала в их сердцах, мгновенно вспомнили они все, что говорил и чему учил их Христос.

Апостолы поняли, что «исполнились Духа Святого и Дух давал им провещавать»; неудержимая сила влекла их из горницы в народное море, чтобы там исповедывать Христа, Распятого и Воскресшего, проповедать Слово Его. Неудержимым потоком лилась из уст их боговдохновенная речь, которой внимали несметные толпы разноязычного народа. Все они слышали проповедь каждый на родном языке. Из чьих же это уст лилось сердца жгущее слово? Из уст недавно невежественных, заброшенных рыбаков-галилеян, одно имя которых звучало презрением. Все изумлялись, говоря друг другу: что это значит? Это был тот великий и таинственный дар, который Небесный Учитель обещал Ученикам Своим перед вознесением. В апостолах действовала Премудрость Божия, облекшая их сверхчеловеческой силой.

«Мужи иудейские! сие да будет вам известно»: в том, чему вы являетесь свидетелями – «есть предсказанное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорит Бог, изолью от Духа Моего на всяку плоть, и будут пророчествовать». «Твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом того Иисуса, которого вы распяли», – так закончил ап. Петр свою речь. С воплем отчаяния бросились к Нему многие из тех, кто 50 дней тому назад неистово кричал: распни, распни Его, восклицая ныне: «Мужи, братья, что нам делать?» Петр же сказал им: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов». И были эти слова как целительный елей для исстрадавшихся душ.

В тот день крестилось около трех тысяч человек. По окончании праздника Пятидесятницы паломники разнесли весть о виденном ими и слышанном во все концы мира и, таким образом, бросили первые семена учения Христова на еще невозделанную почву язычества. После праздника Пятидесятницы началось возрастание Христианской Церкви – Общества Христова, особенным отличием которого от остального мира было внутреннее возрождение, которое делало это общество непохожим на своекорыстных сынов мира сего. Дух Евангельской любви победил в верующих своекорыстие и разделения, общество верующих выделялось своими добродетелями и своим беспримерным единодушием...

Христианское Общество, верное Евангельскому учению, верное св. Апостольской Церкви, должно и в наше время сознавать себя обществом особым среди окружающего, Христу враждебного и обездуховленного мира. Его отличием от остального мира должны быть несокрушимая верность Христу, единодушие в исповедании Апостольской Веры, строгость в личной жизни, чувство ответственности, личной и общей, за Церковь и за судьбы мира. Непобедим Христос! Мы верим, что дух Евангельской любви победит противление Христу. И современные гонители Христа, подобно древним гонителям, придут ко Христу в Богом положенное время, придут к тем же Апостолам и с тем же вопросом: «Мужи братья, что нам делать?» Аминь».

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

Проповедь на праздник Святой Троицы

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosko_Borovskij/slova-i-propovedi/#0_39